Detskaia biblioteka

blind2

Открытый урок по теме «Серебряный век русской культуры».

Характеристика

урока.

Содержание, формы организации работы.
Тема «Серебряный век русской культуры»
Класс 11 класс, гуманитарный профиль
Программа Идейные искания российской интеллигенции в начале ХХ в. Русская религиозная философия. «Серебряный век». Критический реализм. Русский авангард. Отражение духовного кризиса в художественной культуре декаданса.
Цели урока

-сформировать представление о сущности социокультурного феномена Серебряного века;

-представить новые имена в литературе, искусстве;

-развитие умения ориентироваться в различных направлениях литературы и искусства;

- воспитание уважения к культуре своего народа.

Тип урока изучение и первичное закрепление нового материала.
Оборудование компьютер, проектор, экран, раздаточные материалы.
План урока

1.Вступительное слово учителя. Работа с понятием «Серебряный век».

(актуализация знаний с помощью приема «Ассоциация», анализ музыкального фрагмента).

2.Исторические условия развития русской культуры начала 20 века (устная работа с тестами, формулирование вывода)

3.Русская религиозная философия (групповая работа по анализу источников, формулирование выводов).

4.Санкт-Петербург – столица «Серебряного века» (презентация слайд-проекта).

5.Основные направления в литературе и искусстве начала 20 века (групповая работа по составлению таблицы, коллективное обсуждение).

Минута психологической разгрузки (стихотворение В. Хлебникова).

6.Картинная галерея «Серебряного века» (коллективная работа, анализ картин).

7.Опера и балет (сообщения учащихся).

8.Творческий проект «Афиша» (групповая работа)

9. Подведение итогов урока.

Домашнее

задание

Заполнить ОК по теме.

Ход урока.

1.Вступительное слово учителя. Понятие «Серебряный век».

Эпиграф: «Есть одна только вечная заповедь – жить в красоте, несмотря ни на что»

Д.Мережковский.

Сегодня у нас красивая тема занятия «Серебряный век русской культуры». Слайд №1.

-Какие ассоциации возникают с понятием Серебряный век? (расцвет, поэзия, фамилии поэтов, 20 век…).

-А я вспоминаю Второй концерт для фортепиано с оркестром С. Рахманинова, написанный в 1901 году. Слайд№2.Музыка.

Звучит фрагмент из Второго концерта для фортепиано с оркестром С.В.Рахманинова, на экране портрет композитора.

Учитель: Вслушайтесь в эту чудесную музыку. Она движется мощным потоком, то замедляя, то ускоряя ход. В истории культуры тоже были периоды неспешного торжественного течения. Потом наступали периоды, поражающие своей динамикой и бурной взрывчатостью. Первая половина 19 века - это золотой век русской культуры. А.Пушкин и М.Глинка, М.Лермонтов и К. Росси, Н.Гоголь и К. Брюллов – это только некоторые из имен золотого века. На рубеже 19-20 вв., по словам русского философа Н.Бердяева, наступил Серебряный век русской культуры. Длился он совсем недолго, но оставил яркий след в русской и мировой культуре.

(знакомство с планом урока, записанным на доске, экзаменационный вопрос№2- Б.№5).

2. Исторические условия развития русской культуры начала 20 века.

Учитель: Культура - это всегда отражение истории. Вспомним важнейшие особенности развития России в начале 20 века.

Слайды №3,4,5,6.

Фронтальная работа с тестами на слайдах, формулирование в виде тезисов выводов.

Экономическое развитие.

Определить принцип построения ряда, найти лишнее или обобщающий термин:

1)временнообязанные отношения, отрезки, выкупные платежи, отруб;

2) мануфактурная стадия, промышленный переворот, индустриализация;

3) синдикат, картель, трест, концерн;

Вывод: в начале 20 века страна переживает бурный промышленный подъем, вступает на путь индустриализации.

Социальная сфера.

1)дворяне, духовенство, почетные граждане, купцы, казаки;

2) буржуазия, помещики, рабочие, крестьяне, меценаты;

3)адвокаты, журналисты, врачи, учителя.

-Как изменяется социальная мобильность в индустриальном обществе?

Вывод: идут процессы расслоения, размывания сословий, возрастает социальная мобильность общества.

Политическая сфера.

  1. консерватизм, либерализм, модернизм, социализм;
  2. «кровавое воскресенье», восстание на броненосце «Потемкине», Всероссийская политическая стачка, разгон Учредительного собрания.
  3. С.Муромцев, Ф. Головин, М.Родзянко, Г.А.Гапон.

Общий вывод: Существенные изменения происходили в общественно-политической и экономической жизни страны. Безвозвратно уходили в прошлое прежние формы быта, труда, политической организации общества, пересматривалась система духовных ценностей. Переходное время. Иногда люди говорят своим врагам «Чтоб вам жить в эпоху перемен!». Что это значит? Кризисность – ключевое слово эпохи, кочевавшее по страницам газет и журналов.

Слайд№7

3. Русская религиозная философия.

Особый вклад в осмысление происходивших перемен внесла русская религиозная философия. Всегда в годы сомнений и тревог люди обращаются к богу.

Работа с текстами в группах (рабочие листы).

-На какие группы можно разделить предложенные тексты?

- Какие источники представлены?

-Назовите имена писателей и философов, упомянутых в текстах.

-Как проходили заседания религиозно-философских кружков?

-Какие проблемы волнуют интеллигенцию в начале 20 века?

-Можно ли последний текст назвать религиозным?

-Как последний текст связан с тематикой философии Серебряного века?.

Тексты.

Николай Арсеньев «Воспоминания о религиозно философских кружках начала 20 века».

« Кружок ищущих христианского просвещения» собирался в особняке доктора Корнилова на Нижней Кисловке. Участниками его были замечательный ученый и глубокий христианский мыслитель Владимир Александрович Кожевников, философ С.Н.Булгаков, славянофил Ф.Д.Самарин и другие. Вдоль стен сидят на стульях гости – больше дамы, молодежь, иногда кое-кто из духовенства. Посередине зала вокруг стола сидели сами члены кружка – человек 12-15. Вместе с гостями собиралось человек 60-80.Читали доклады о буддизме и христианстве, интересны и оживленны были дискуссии о Ветхом завете и атеизме, о красоте, добре и зле. Запомнилось философское выступление С. Булгакова в защиту христианства против марксизма»

Н. Арсеньев вспоминает о философе В.А. Кожевникове.

«Владимир Александрович Кожевников был не только ученый, но и мыслитель с очень сильно проявленным эстетическим чувством. Его манила и привлекала красота в мире и искание красоты в истории человеческого духа. Две противоположные темы особенно волновали и интересовали его: переживание красоты, чувство красоты природы в литературе и вообще в сознании человечества и смерть, уничтожение красоты, т.е. бессмысленность всего, раз все самое прекрасное подлежит уничтожению»

Философ Николай Бердяев. Из книги «Судьба России»:

«Мировая война остро ставит вопрос о русском национальном самосознании. Русская национальная мысль чувствует потребность и долг разгадать загадку России, понять идею России, определить ее задачу и место в мире. Все чувствуют, что Россия стоит перед великими мировыми задачами. С древних времен было предчувствие, что Россия предназначена к чему-то великому, но к чему?»

Философский словарь о Сергее Николаевиче Булгакове.

« Он утверждал, что личное и общественное устройство может опираться только на абсолютно нравственные принципы. Критиковал марксизм, видел в воинствующем атеизме средство упразднения индивидуальности и превращение человеческого общества в «муравейник». Искал пути религиозно-философского обновления общества».

Из трудов В.Соловьев:

«1. Существующий порядок вещей не таков, каким он должен быть.

2.Необходимо его изменить.

3. Как осуществить это? Надо воздействовать на убеждения людей.

4. Убедить их можно, только раскрыв истину.

5. Где искать истину? В христианстве. Но не в старом, а в обновленном. Необходимо религиозное преображение человека.

6. Что же преобразует человека? Любовь и соборность. Что такое любовь? Это преодоление Эгоизма. Что такое соборность? Это общность людей, единство Бога, Природы и Человека.»

Чехов А.П. Из письма брату Николаю.

«Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям:

1.Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы…Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки…

2.Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам.

3. Они уважают чужую собственность, а потому платят долги.

4.Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают. Из уважения к чужим ушам, они чаще молчат.

5.Они не унижают себя с той целью, чтобы вызвать в других сочувствие. Они не играют на струнах чужих душ, чтобы в ответ им вздыхали и нянчились с ними.

………

8.Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу.

Таковы воспитанные.

Тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля….»

Общий вывод: философы

-ищут пути философско-религиозного обновления общества;

-пропагандируют религиозное просвещение и правительственное самоусовершенствование;

-подвергают критике мировоззрение и практику русского освободительного движения;

-отвергали революцию как средство переустройства общества

4.Санкт-Петербург – столица «Серебряного века».

Слайд-шоу.

Учитель: Столицей Серебряного века можно назвать Санкт-Петербург. Именно здесь учились, жили и творили большинство писателей, философов, поэтов, художников и артистов начала 20 века. На осенних каникулах группа ребят нашей школы побывала в северной столице. И сегодня ребята вам представят компьютерный слайд-проект «Петербург глазами современного школьника и глазами поэтов Серебряного века».

(Слайд программа сопровождается чтением стихотворений).

Но Петроград огнями залит,

В нем пышной роскоши расцвет,

В нем мысль неутомимо жалит,

В нем тайной опьянен поэт.

В.Брюсов.

Солнечные часы на Меньшиковом доме.

Подняв волну, проходит пароход.

О, есть ли что на свете мне знакомей,

Чем шпилей блеск и отблеск этих вод!

Как щелочка чернеет переулок.

Садятся воробьи на провода.

И наизусть затверженных прогулок

Соленый привкус тоже не беда.

А.Ахматова.

Вновь Исакий в облаченье

Из литого серебра.

Стынет в гордом нетерпенье

Конь Великого Петра.

Ветер душный и суровый

С черных труб сметает гарь…

Ах! Своей столицей новой

Недоволен государь.

А.Ахматова.1913.

Царя властительно над долом,

Огни вонзая в небосклон,

Ты труб фабричных частоколом

Неутомимо окружен.

Стальной, кирпичный и стеклянный,

Сетями проволок обвит,

Ты – чарователь неустанный,

Ты – не слабеющий магнит.

Ты хитроумный, ты - упрямый,

Дворцы из золота воздвиг.

Поставил праздничные храмы

Для женщин, для картин, для книг.

Ты сам скликаешь, непокорный,

На штурм своих дворцов орду.

И шлешь вождей на митинг черный:

Безумье, Гордость и Нужду.

Коварный змей с волшебным взглядом!

В порыве ярости слепой

Ты нож с твоим смертельным ядом

Сам подымаешь над собой.

В. Брюсов.1907.

- Петербург глазами современного школьника и глазами поэтов –это разный город или нет ?

( нет, современные школьники увидели красивый город, поэты отметили, что он город контрастов)

-Какие настроения звучат в стихах русских поэтов, отражающих образ Петербурга?

Вывод: Звучат пессимистические настроения, присутствует ощущение надвигающейся катастрофы. В городе на Неве в начале 20 века соединились все противоречия русской жизни, все вершины и бездны русского духа. Изначальное возникновение города внесло мистики в сознание творческих людей, они ищут причинно-следственные связи.

5.Основные направления в литературе и искусстве начала 20 века.

Слайд№1 Тема.

Подобные настроения были характерны для узкого круга творческой интеллигенции и получили название «декадентство». Это определенное умонастроение, кризисный тип сознания, который выражается в чувстве отчаяния, бессилия, душевной усталости, разочарования в существующем мире. Просвет – искусство; оно прозревает иные миры, соединяет разобщенных людей. Своеобразную программу для людей искусства сформулировал поэт В.Брюсов.

Юноша бледный со взором горящим

Ныне даю я тебе три завета.

Первый прими: не живи настоящим,

Только грядущее – область поэта.

Помни второй: никому не сочувствуй,

Сам же себя полюби беспредельно.

Третий храни: поклоняйся искусству,

Только ему, безраздумно, бесцельно.

Брюсов.

-И они поклонялись искусству! Искали свой особый стиль, свое направление. Культура Серебряного века с трудом поддается четкой классификации, как бы сопротивляясь рациональному делению на периоды, школы. И все- таки в учебных целях мы попытаемся выделить основные направления в культуре начала 20

века.

Работа в группах с таблицей «Основные направления в культуре начала 20 века».

Таблица разрезана на части. Задание: составить таблицу.

Направление Определение, особенности Представители
Реализм

Правдивое воспроизведение

действительности в ее типических чертах

Л.Толстой, А.Чехов, И.Репин, В.Серов.
Модернизм- общее название всех новых направлений в культуре 20 века
Символизм Выражение посредством символов интуитивно постигаемых сущностей и идей.

К.Бальмонт, В.Брюсов, Д.Мережковский, З.Гиппиус, А.Блок,

А.Белый,

М.Врубель,

К. Сомов

Акмеизм асте – высшая степень чего-либо, расцвет, вершина. Поэтов отличали безупречный вкус, красота и отточенность художественного слова. Н.Гумилев, А.Ахматова, О.Мандельштам.
Импрессионизм «впечатление», направление в искусстве, представители которого стремятся запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления. А.Коровин, И. Грабарь, скульптор П.Трубецкой – памятник Александру 3., Н.А.Римский-Корсаков, С.Рахманинов, И.И.Левитан
Авангардизм - условное наименование художественных движений, для которых характерны стремление к коренному обновлению художественной практики, разрыву с устоявшимися принципами и традициями (кубизм, футуризм, абстрактное искусство и т.д.). И.Стравинский.
Футуризм «Будущее», культивировали эстетику урбанизма и машинной индустрии. Главное требование – новаторство формы, отказ от «содержания», борьба с идейностью.

В. Маяковский, Д. Бурлюк,

В. Хлебников.

Абстрактное искусство Направление в искусстве, отказывающееся от изображения реальных предметов и явлений в живописи, скульптуре и графике. Стремление выразить стихийность, бессознательность творчества в динамике пятен или объемов. В.В. Кандинский
Супрематизм Направление абстрактного искусства: сочетание окрашенных в локальные цвета простых геометрических фигур. К.С.Малевич
Сюрреализм Сверхреализм, провозглашали источником искусства сферу подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации). Парадоксальное, нелогичное сочетание предметов и явлений. М.З.Шагал

Дети используют текст учебника, словари и дополнительную литературу. Проверка выполнения задания.

Минутка психологической разгрузки.

Слайд№10

О, рассмейтесь, смехачи!

О, засмейтесь, смехачи!

Что смеются смехачи, что смеянствуют- смеяльно,

О, засмейтесь усмеяльно!

О, рассмешищ надсмеяльных – смех усмейных смехачей!

О иссмейся рассмеяльно смех надсмейных смеячей!

Смейво, смейво,

Усмей, осмей, смешики, смешики,

Смеюнчики, смеюнчики.

О, рассмейтесь, смехачи!

О, засмейтесь, смехачи!

В. Хлебников.

-К какому направлению можно отнести творчество этого поэта?

-Из одного корня «смех» Хлебников создал целое стихотворение, использовав щедрое богатство суффиксов. Эксперимент со словом. «Заклятие смехом» звучало как языческий заговор, и в тоже время в нем слышалась лирическая тема, утверждение чистого, радостного смеха, усмейных смехачей.

Слайд№11

-Авангардистом в музыке был Стравинский. Открыл для музыкантов новую ритмическую систему, расширил возможности лада и тембра, приблизил самое современное звучание к самому древнему.

-Такие разные поэты, художники и композиторы. А что их всех объединяет? ( талант, читатель, зритель, вечность и время.). Они хотели найти потаенный смысл явлений и человеческой жизни, искали красоту и в космосе и в хаосе. «Есть одна только вечная заповедь – жить в красоте, несмотря ни на что» - Мережковский. Стремление идти вперед. Время меняется и искусство меняется.

6.Картинная галерея «Серебряного века». Слайды №12-20

Учитель: В начале 20 века в России появляется большое количество художественных училищ, частных школ, студий и кружков, где занимаются будущие художники и просто любители.

Начало 20 века – это время уникального разнообразия живописи. Не только обыденному сознанию, но и специалисту трудно представить Сурикова и Верещагига современниками Кандинского и Малевича, даже картины Нестерова, Коровина и Рериха кажутся из другой эпохи. Между тем все они расположены в одной исторической панораме.

Приглашаем вас в картинную галерею «Серебряного века».

Музыка, рассказ учителя в сочетании с беседой.

Учитель:

1.М.В. Нестеров. Реализм. Картина «Видение отроку Варфоломею» (1889)

Последователь Васнецова обращается к поискам русского религиозного идеала, через который пытается понять сущность национальной души.

- Какого русского религиозного деятеля в детстве звали Варфоломеем?

-Чем он знаменит в истории?

-Как вы думаете, почему именно к образу этого человека обращается Нестеров?

(надежда на духовное возрождение)

Художник избирает эпизод из жизни Сергия, когда ему, посланному отцом на поиски стада, является видение. Таинственный старец одарил его чудесной способностью постижения смысла Священного писания и даром премудрости. Фигуру отрока художник писал с болезненной крестьянской девочки, помещенная в самом центре картины, она едина с красками природы.

-Что в этой картине как бы подсказывает зрителю, что юноша этот станет Святым для России?

(церковь вдали, складная икона в руках старца напоминает храм, сквозь хмурое небо пробивается зыбкий свет, нимб показывает, что не каждый человек может увидеть святого, только нравственно чистые люди, избранные богом).

Духовное возрождение ждет Россию.

2.Михаил Врубель – первый и крупнейший художник символизма и модерна.

«Демон». «Один меж небом и землей сидел он, мрачный и немой…»- картина словно озвучивает эти трагические строки Лермонтова.

-Демон - олицетворение зла. А нам страшно смотреть на эту картину!

Одинокий Демон сидит в глубоком раздумье на вершине скалы. Руки его бугрятся великолепными мускулами, вылепленными при помощи контрастных, цветовых пятен, мощь и красота в повороте сильной шеи. Лицо Демона, увенчанное непокорной гривой волос, погружено во тьму. Только в огромных глазах тревожным огоньком светиться отблеск заката.

Нет в этом лице ни ненависти, ни злобы – только воплощенная печаль. Художник, разочаровавшийся в возможности воплотить образ Христа в эпоху религиозного глубочайшего кризиса, приходит к образу «светлого» Демона, в котором видит не князя тьмы, а могучий творческий дух.

К работе над картиной художник возвращался в течение всей своей жизни. Современница вспоминала: «Несмотря на то, что картина была уже выставлена, Михаил Александрович каждый день с утра переписывал ее, и я с ужасом видела каждый день перемену. Были дни, что Демон был очень страшным, но потом опять появлялась в выражении его лица грусть и новая красота».

3.И.Левитан. «Вечерний звон». Художник как бы подводит итог пейзажной традиции второй половины 19 века и намечает новые черты жанра. Обобщив достижения предшественников и отразив современные веяния (импрессионизм и символизм), он создал свой, неповторимый мир пейзажа.

В пейзаже «Вечерний звон» Левитан великолепно отразил настроение своей «закатной» эпохи.

- Мы видим как бы три разных мира. Каких?

Ближний - покрытый тенью высокий берег. Вниз сбегает тропинка. Речная гладь ускользает, она где-то далеко внизу, фигурка в лодке кажется крошечной. Лодка не плывет на тот берег, а, как язык огромного колокола, зависает в этом бездонном пространстве.

И, наконец, в последних закатных лучах, на недосягаемом острове предстает чудесное видение – монастырь.

-Как изобразил монастырь художник? Что он хотел этим сказать?

Туда, в этот зачарованный мир света и звуков можно лишь бесконечно, томительно стремится в мечтах.

4.Наиболее последовательным импрессионистом в русской живописи был Игорь Эммануилович Грабарь.

-Что значит импрессионизм?

В его «Февральской лазури» (1904) воплотилось восторженное восприятие русской зимы. Невозможно лучше самого художника передать то потрясение красотой природы, которое он пережил: «Когда я взглянул на верхушки берез снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося мне зрелища фантастической красоты. Какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенные голубой эмалью неба».

-А вам приходилось видеть такую красоту в природе?

.

В 1898 году художники- профессионалы создали общество «Мир искусства» и стали издавать одноименный журнал. Вдохновителями издания были Сергей Дягилев и Александр Бенуа. Активно участвовали в создании журнала Репин и Серов, Нестеров и Левитан, финансовую поддержку оказывали Тенишев и Мамонтов.

Время действия общества «Мир искусства» совпало со временем создания многих творческих групп и объединений художников – «Голубая роза», «Бубновый валет».

Но ни одно из них не было так популярно, как «Мир искусства».

Художники, входившие в объединение «Мир искусства» преклонялись перед красотой прошлого. И пытались соединить прошлое и настоящее в своих картинах. Одним из художников этого объединения был Константин Сомов.

5.К. Сомов. «Дама в голубом». Казалось обычный портрет, но Сомов символист, в этой картине художник соединил прошлое(19 век) и настоящее (20 век).

-Какие приметы 19 века видим на картине? ( Старинное платье, томик стихов в ветхом переплете, уголок парка с музицирующими дамами и кавалерами – все это приметы ушедшего времени).

- А 20 века?

(Воссоздает образ современницы художника, в трагически горящих, вопрошающих глазах, запекшихся губах на бледном лице звучит тема современности. Героиня неумело балансирует на грани двух эпох).

Этот баланс на грани двух эпох сопровождает все творчество Серебряного века.

6. Марк Захарович Шагал.

Его творчество в равной степени принадлежит еврейской, русской и французской культуре. Главные его особенности – это сплав фантастики и быта, прошлого и будущего, мистики и реального. Он стоял у истоков сюрреализма. По словам художника, он стремился видеть мир особыми глазами, как будто только что родился. Большую часть жизни он прожил в Париже. По случаю его 90- летия ему была оказана редкая честь - уникальная выставка его работ была развернута в Лувре. Картина «Над городом».

-Почему герои картины летят? (сон, мечта, любовь окрыляет, можно находится в многолюдном городе и одновременно в мире двоих) Основоположник сюрреализма в России).

-Какого знаменитого зарубежного художника- сюрреалиста знаем? (Сальвадор Дали)

7.Василий Васильевич Кандинский – основоположник абстрактного искусства.

Стремился обрести способность свободного выражения чувства, чтобы «духовным взором проникнуть в глубину мироздания», услышать его тайную и прекрасную музыку и поведать о ней миру языком линий и красок. Автор книг «О духовном в искусстве», «Точка и линия на плоскости» и др.

8. Малевич «Супрематизм». В основе всех форм мира лежат простые формы: прямая, квадрат, треугольник, круг. В этих простых формах и надо выражать реальность. Отсутствует представление о левом и правом, верхе и низе, все направления равноправны. Пространство картины не подвластно земному тяготению. Возникает самостоятельный, замкнутый в себе мир. Теоретическое обоснование «От кубизма и футуризма к супрематизму».

-Удивительно, похоже, сложилась судьба большинства поэтов, писателей и художников, философов Серебряного века. Есенин и Маяковский погибли молодыми при весьма таинственных обстоятельствах. Кандинский и Шагал, Гиппиус и Мережковский, Бердяев и Рахманинов, Грабарь и Бенуа и многие другие покинули свою Родину в 20 годы, большую часть жизни прожили в эмиграции.

-Как вы думаете, почему такие люди оказались лишними в нашей стране?

(строится новое гос-во, индивидуальности ему не нужны).

-Когда закончился Серебряный век? ( все кончилось в 1917 году, хотя были еще живы многие деятели С.в., но той атмосферы эпохи, в которой таланты росли, как грибы после дождя, уже не было).

-Назовите картины художников Серебряного века.

7.Опера и балет. Слайды №21-27

А теперь мы перенесемся в замечательный мир музыки, оперы и балета.

Павлова Анна Павловна (на фоне музыки Сен-Санса)

(1881-1931) Дочь отставного солдата и прачки. В 1891 году поступила в Петербургское театральное училище при содействии известной балерины Е.Соколовой. У худенькой, отличавшийся слабым здоровьем танцовщицы обнаружился волевой характер: она привыкла превозмогать себя и даже больной не отказывалась от выступлений на сцене. Огненный темперамент объяснял пристрастие Павловой к балетной Испании. В ее репертуаре всегда были характерные танцы: фанданго в опере «Кармен», уральская пляска в «Коньке-горбунке» и др.

В 1907 году Павлова впервые исполнила номер на музыку Сен-Санса «Лебедь». Номер сочинялся как бы впопыхах, в духе импровизации. Сама Павлова каждый раз исполняла его по-разному. Постепенно характер танца приобретал все более драматическую, трагическую окраску. В итоге изменилось даже название – лирический монолог балерины стал называться «Умирающий лебедь». Многие русские балерины позже повторяли этот танец. Образ «Умирающего лебедя» стал символом русского балета.

Павлова очень много гастролировала по Европе и Америке. Выступление русской балетной труппы всегда было большим событием. Нередко утром выступали в одном городе, а вечером в другом. Балерина приходилось выполнять по четырнадцать номеров в день. Выступления Павловой вызывали волну интереса к искусству балета- желание танцевать стало повальной модой. После начала Первой мировой войны, Павлова уехала за границу. И больше на Родину не вернулась. До конца жизни она кочевала по чужим странам, объехав почти весь свет. Русский балет входил в жизнь многих народов под знаком Павловой. Она умерла во время гастролей в Гаага, не дожив всего неделю до 50-летия. Она мечтала отметить свой юбилей на сцене.

Федор Иванович Шаляпин. 1873-1938.

Родился в бедной крестьянской семье. С 9 лет пел в церковном хоре, учился играть на скрипке. Вынужден был работать учеником сапожника, столяра, переплетчиком.

Однако неуемная тяга к театру привела его в актерскую труппу. Несколько лет он кочевал вместе с артистами по городам России, подрабатывал грузчиком, голодал и ночевал на улице, на скамейке. В 1890 году он спел первую сольную партию, а через пять лет дебютировал в партии Мефистофеля в опере «Фауст» в Мариинском театре.

«Одним великим художником стало больше» - писал о нем современник( музыка: ария Бориса Годунова).

С триумфальным успехом гастролировал Шаляпин за рубежом. После Октябрьской революции 1917 года певец занимался переустройством императорских театров, первым из деятелей искусств был удостоен звания народного артиста республики.

Весной 1922 года Шаляпин не вернулся из зарубежной поездки, хотя долго считал свое невозвращение временным. Забота о детях (а их было 8), страх оставить их без средств к существованию заставляли Федора Ивановича соглашаться на бесконечные гастроли. Он спел в 70 операх, создав не превзойденные по силе и жизненной правде образы Ивана Сусанина, Бориса Годунова, Ивана Грозного. Его репертуар включал до 400 песен, романсов и других жанров камерно-вокальной музыки. Вдали от родины для Шаляпина особенно дороги встречи с Рахманиновым, Павловой. Он очень тосковал по России. В 1937 году врачи поставили ему диагноз – лейкемия, через год он скончался. До конца своей жизни он оставался русским гражданином, не принял иностранного подданства, и мечтал быть похороненным в России. Его мечта сбылась.

В 1984 году прах певца был перевезен в Москву и похоронен на Новодевичьем кладбище.

Сергей Павлович Дягилев (1872-1929)

Русский импресарио, издатель, театральный деятель. Мать умерла при родах. Отец – потомственный дворянин, женился вторично. Семья была очень музыкальной: пели, устраивали музыкальные вечера.

В 1890 году Сергей Павлович поступил в Петербургский университет на юридический факультет. Учеба не увлекала юношу, зато он с удовольствием погрузился в театральную и музыкальную жизнь столицы. Он брал частные уроки музыки, посещал класс композиции Петербургской консерватории, пытался рисовать. Но безуспешно. Талант Дягилева проявился не сразу и был он особого свойства. Сергей Павлович стал коллекционировать картины, старинную мебель, бронзу. А позже стал организовывать выставки русских, немецких, финских художников.

В ноябре 1898 года под редакцией Дягилева вышел первый номер журнала «Мир искусства». С 1906 года он решил пропагандировать русское искусство на Западе, организуя выставки русских художников, а позже стал устаивать гастроли за границей русских артистов оперы и балета.«Русские сезоны» в Париже открывали западу достижения нашего искусства (фрагмент балета)

Ксешинская и Павлова, Нежинский и Фокин, Шаляпин и Липковская блистали на сцене. С 1910 года Дягилев посвятил русские сезоны только балету. В последние годы жызни он утратил интерес к балету и снова стал коллекционировать. Особенно его привлекали раритеты, связанные с именем Пушкина. Умер в Венеции, там и похоронен.

Сделанное им произвело переворот в балете, создало истоки балета 20 века, возродило к жизни это искусство во многих странах мира.

-Какие, на ваш взгляд, духовные ценности проповедовали деятели культуры Серебряного века? (красота и творчество, любовь и смерть, вера и свобода).

Сочетание традиций и новаторства, рождение чего-то нового. Поиск , не стоят на месте, не все еще в мире искусства открыто.

8. Творческий проект «Афиша».

Художники, писатели, поэты много общались друг с другом. Религиозные и философские кружки, объединения художников и поэтов. Вечера, концерты, встречи в неформальной обстановке. Поэты и художники СПб любили встречаться в кафе «Бродячая собака»

Задание: ознакомиться с предложенными материалами, составить афишу, приглашающую на вечер в «Бродячую собаку».

6«БРОДЯЧАЯ СОБАКА»

Петербургское литературно-артистическое кафе «Бродячая собака» официально называвшееся «Художественное общество Интимного театра», открылось 31 декабря 1911 года на углу Итальянской улицы и Михайловской площади в доме, когда-то принадлежавшем знакомому Пушкина И.А. Яковлеву.
      Кабаре сразу же стало излюбленным местом встреч петербургских поэтов-модернистов, художников, артистов и околоартистической богемы.
      Основателем и хозяином кафе являлся Б.К. Пронин. Интерьер кафе был выполнен художник С.Судейкиным.   На маленькой эстраде «Бродячей собаки» в разное время выступали со своими стихами Маяковский, Гумилев, Ахматова,Мандельштам, Поль Фор и другие поэты. Здесь пел свои «романсы» М. Кузмин, аккомпанируя себе на рояле. ЗдесьТамара Карсавина танцевала под музыку Люлли. Сергеем Городецким в декабре 1912 года был прочитан доклад об акмеизме и его отношении ксимволизму. Кафе славилось также выступлениями известной цыганки Б. Казарозы. В нем ставились пьесы, выступали певцы и музыканты. В «Бродячей собаке» отмечались юбилеи (например, К. Бальмонта, Т. Карсавиной), отмечались всевозможные праздники.
      В кафе у входа лежала огромная книга, переплетенная в кожу синего цвета (так называемая «Свиная книга»), в которой оставляли свои имена, автографы и отзывы известные посетители.

На втором дворе подвал,
В нем приют собачий,
Всякий, кто сюда попал,
Просто пес бродячий.

Борис Садовской посвятил этому ночному кабаре свой иронический экспромт:

Прекрасен песий кров, когда шагнуло за ночь,
Когда Ахматова богиней входит в зал,
Потемкин пьет коньяк, и Александр Иваныч
О майхородусах Нагорской рассказал.

М. Кузмин написал в 1912 году для «Бродячей собаки» «Гимн», в котором были такие строки:

И художники не зверски
Пишут стены и камин:
Тут и Белкин, и Мещерский,
И кубический Кульбин.
Словно ротой гренадерской
Предводительствует дерзкий
Сам Судейкин (3 раза) господин.

Также его перу принадлежит четверостишие «Кабаре», печатавшееся на программах «Собаки»:

 
Здесь цепи многие развязаны, —
Все сохранит подземный зал,
И те слова, что ночью сказаны,
Другой бы утром не сказал…
  

7 Анна Ахматова посвятила «Бродячей собаке» стихотворения «Все мы бражницы здесь, блудницы...» и «Да, я любила их, те сборища ночные...».
      В начале своего существования «Собака» была как бы клубом для избранных, в который случайным посетителям было трудно попасть. С артистов, поэтов и художников входная плата не взималась, а так называемые «фармацевты» — случайные посетители кафе, заходившие сюда из любопытства, должны были приобретать входные билеты, цена на которые доходила до 10 руб. В дальнейшем «фармацевтов» приходило все больше и больше, и многие завсегдатаи «Собаки» стали бывать в кафе все реже.
      В марте 1915 года по распоряжению полиции «Бродячая собака» была закрыта.
      Воспоминания о «Бродячей собаке» оставили Г. ИвановБ. Лившиц, В. Пяст, В. Шкловский и многие другие посетители этого кабачка.

Представление работ.

Заключение.

«Есть одна только вечная заповедь – жить в красоте, несмотря ни на что»

Д.Мережковский.

-Что сегодня на уроке вам показалось особенно красивым?

Домашнее задание: доработать опорный конспект, вклеить в тетрадь по подготовке к экзамену, подготовить ответ на 2 вопрос 5 билета.

Фрагмент романса исполняют учитель и ученица.

В лунном сияние снег серебрится.

Вдоль по дороженьки троечка мчится.

Динь-динь-динь/2 раза

Колокольчик звенит.

Этот звон, этот звон

О любви говорит.

В лунном сияние ранней весною

Помнятся встречи друг мой с тобою.

Колокольчиком твой

Голос юный звенел.

Этот звон, этот звон

О любви сладко пел.

- Серебристый снег, серебряный колокольчик, серебряный век….

Будем верить, что красота, любовь и творчество вечны.

8

 

kultura rf

baner nezavis ocenka kachestv

banerooh

 min ku RF  min ku NSO  LiBRARY.ru

CHentr Libnet  RBA  litres

Copyright (c) МКУК "Централизованная библиотечная система " г. Куйбышева 2012-2018 год. Все права защищены.
Designed by olwebdesign.com
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru