Detskaia biblioteka

blind2

Музей Ф.М. Достоевского

Музей-квартира Ф.М.Достоевского в Москве

Литературно-мемориальный музей Ф.М. Достоевского в Петербурге

Дом-Музей Ф.М.Достоевского в Старой Руссе

Музей- усадьба Ф.М.Достоевского в д. Даровое

Литературно-мемориальный музей Ф.М.Достоевского в Новокузнецке

Омский государственный литературный музей имени Ф.М.Достоевского

Литературно-мемориальный музей Ф.М.Достоевского в Семипалатинске

Музей-квартира Ф.М. Достоевского в Москве

1

Описание:

Музей-квартира Ф. М. Достоевского в Москве — первый в мире  музей великого русского писателя.  Он был открыт 11 ноября 1928 года в день рождения Ф. М. Достоевского и  до 1970-х гг. был единственным музеем, посвящённым великому русскому  писателю.

 История увековечивания его памяти начата трудами вдовы писателя  Анны Григорьевны Достоевской, когда ещё ощущалась живая связь с  Ф. М. Достоевским.  Она признавалась: «Я живу не в двадцатом веке, я осталась в 70-х годах  девятнадцатого.  Мои люди — это друзья Фёдора Михайловича, моё общество — это круг  людей, близких Достоевскому. С ними я живу.  Каждый, кто работает над изучением жизни или произведений  Достоевского, кажется мне родным человеком». Помимо изданий сочинений Достоевского, она собрала свыше тысяч  предметов, связанных с мужем. Дирекция Императорского Исторического музея в Москве предложила ей  поместить коллекцию в одну из башен здания Исторического музея.  Так было положено основание «Музея памяти Фёдора Михайловича  Достоевского» при Историческом музее.  Однако, не расположенная в мемориальном пространстве и  не рассчитанная на обозрение широкой публики, эта коллекция не могла  стать музеем в строгом смысле слова.  Им стала мемориальная квартира в одном из боковых флигелей бывшей  Мариинской больницы для бедных, в которой прошли детские и отроческие  годы писателя.  Сюда, в учреждённую ещё в начале XIX века императрицей Марией  Фёдоровной больницу, весной 1821 года поступил на службу бывший  военный врач Михаил Андреевич Достоевский, отец писателя.  11 ноября (30 октября по старому стилю) 1821 года в его семье в  правом (южном) флигеле больницы родился второй сын Фёдор.  В 1823 году Достоевские переехали во флигель напротив (южный или  северный) в казённую квартиру на первом этаже.  Отсюда в 1837 году после смерти матери Марии Фёдоровны от скоротечной  чахотки Ф. М. Достоевский отправился вместе с братом на учёбу в  Санкт-Петербург, в Инженерное училище.  Ансамбль Мариинской больницы был воздвигнут архитекторами И. Жилярди  и А. Михайловым по чертежам Д. Кварнеги, строившего такую же больницу  на Литейном проспекте в Петербурге.  Больничный ансамбль включает в себя: монументальное здание в стиле  позднего русского классицизма с ионической колоннадой, лепным  изображением российского герба и надписью медными вызолоченными  буквами 1828 года «Мариинская больница»;  два флигеля для приёма приходящих больных, с различными службами и  казёнными квартирами служащих.  Мариинская больница создавалась как благотворительное учреждение для  бедных.  Она стала одной из первых бесплатных клиник в городе, где мог быть  принят на излечение неимущий любого звания, состояния, нации, пола,  как было записано в больничном уставе.  Здесь, у фасада с колоннадой выстраивались очереди московской  голытьбы.  Для юного Фёдора Достоевского это было привычной картиной, и,  несмотря на запреты отца, он общался с этими людьми.  Тема «бедных людей», «униженных и оскорблённых» в судьбе Достоевского  началась здесь, на Божедомке, на больничном дворе.  В диссонансах от живых картин больничного двора и архитектурной  классики, раннем душевном опыте страдания и сострадания — один из   истоков самосознания и нравственного развития Достоевского. Потрясением для него навсегда стал эпизод жизни больничного двора

изнасилование девочки, вошедший в его творчество мотивом  погубленного, оскорблённого детства.  Обзор экспозиции музея Достоевского начинается с «Книги для записи  крещёных и отпетых в церкви Петра и Павла, что при больнице для  бедных за 1814-1823 годы».  В ней мы читаем: «В октябре родился младенец в доме больницы  для бедных у штаб-лекаря Михаила Андреевича Достоевского, сын Феодор».  Впервые помянутое имя будущего писателя вписано рядом с именами  лежавших и умерших в больнице: больничной сиделки и солдатки,  отставного капитана, жены монастырского служителя, вольноотпущенного  дворового человека.  Ф. М. Достоевский — писатель без родового гнезда, он никогда не жил  в собственном доме, только в конце жизни им был приобретён для  летнего пребывания дом в Старой Руссе.  А в начале — небольшая казённая больничная квартира, что заняли  Достоевские — дом «людей небогатых и трудящихся».   Обстановка её была простой и скромной при явном стремлении его  обитателей к достоинству и благообразию.  Дворянский ампирный интерьер сочетал очень скромную мебель из  красного дерева с купеческими сундуками.  Лишь дощатой перегородкой, не доходившей до потолка, отделялась от  прихожей комната, отведённая старшим братьям Михаилу и Фёдору.  В детской стояло два сундука, на которых братья спали.  Комната была полутёмной — окно выходило в чулан, где спала няня,  а свет проникал из единственного окна в прихожей.  Пространство открытое и незащищённое, за порогом текла жизнь  московской окраины.  В этой отделённой от остальной части квартиры можно было читать,  размышлять.  Братья Михаил и Фёдор были чрезвычайно дружны до самой смерти  Михаила в 1864 году.  Особенный интерес братья проявляли к литературе (впоследствии они  вместе издавали журналы «Время» и «Эпоха»).  В полную собственность братьев был отдан журнал «Библиотека для  чтения», где печатались произведения А. С. Пушкина и  В. А. Жуковского, В. Гюго и других авторов, ставших для Фёдора  Михайловича любимыми на всю жизнь».  Передняя вела в «Рабочую залу» или столовую — комнату   желто-канареечного цвета с окнами на больничный двор и  улицу Божедомку.  Здесь стояли ломберные столы для учебных занятий и чтения,  обеденный стол, за которым собиралась немалая семья лекаря  Достоевского (во второй половине 1830-х гг. в ней было уже семеро  детей).  В этой комнате немало изображений первой половины XIX века -  памятников, связанных с впечатлениями детства писателя: соборы  Кремля, Троице-Сергиева лавра, Воскресенские ворота с особенно  почитаемой москвичами часовней Иверской иконы Божьей Матери. В полуосвещённой зале по вечерам, когда родители сидели в гостиной,  няня Алёна Фроловна рассказывала детям сказки про Жар-птицу, Алёшу  Поповича, Синюю бороду.  Эти сказки побуждали детей к первым попыткам творчества.  Детей держали строго и рано начинали учить.  Фёдор вспоминал, как его уже четырёхлетним мальчиком сажали за книжку и  твердили: «Учись!».  И первым учителем была мать — Мария Фёдоровна.  Она учила детей читать.  Первой книгой для всех была одна: «Сто четыре священные истории,  выбранные из Ветхого и Нового Завета, в пользу юношества, Иоанном  Гибнером».  Экземпляр этой книги Достоевский берёг как святыню, о чтении Библии  он писал: «В первый раз посетило меня некоторое проникновение  духовное, ещё восьми лет от роду».  На ломберном столе в музее теперь лежит такое же издание 1815 года.  Оно раскрыто на ветхозаветной «Книге Иова».  В подготовительных материалах к роману «Подросток» есть запись:  «Новых идей нет; идеи все одни и те же, начиная с Иова».  Эта книга упомянута и в романе «Братья Карамазовы».  Смежная с «Рабочей залой» тесная гостиная была окрашена в  тёмнокобальтовый цвет.  В гостиной сосредоточено мемориальное ядро музея — мемориальная  мебель, принадлежавшая Достоевским: книжный шкаф, овальный стол и  стулья из красного дерева.  Когда Михаил Андреевич Достоевский уехал в имение Даровое, мебель  была перевезена туда, и в 1920-х гг. первая заведующая музеем   Вера Степановна Нечаева вернула эту мебель на исконное место.  Здесь стоят и дошедшие до нас бронзовые канделябры, очевидно,  доставшиеся матери писателя в приданое.  В гостиной висели большие пастельные портреты родителей  Ф. М. Достоевского.  Теперь их место заняли фотокопии, снятые ещё при жизни писателя.  От гостиной исходило общее настроение в доме.  Всё затихало в часы послеобеденного отдыха, который Михаил Андреевич, отец писателя,  проводил на диване.  Стихало всё и во время вечерних занятий отца, когда он вписывал  рецепты в «скорбные листы» (истории болезней). Тогда гостиная становилась рабочим кабинетом отца. Фёдор Михайлович Достоевский был сыном врача, и тема врачевания не  только телесного, но и душевного, духовного мира человека проведена  писателем в образах князя Мышкина, Алёши Карамазова.  В гостиной Достоевских устраивались семейные музыкальные вечера,  обычно с участием холостого брата матери, который «артистически»  играл на гитаре, да и сама Мария Фёдоровна также играла на гитаре,  в доме всегда находились два инструмента.  Мария Фёдоровна с братом разыгрывали романсы, русские песни.  Но особенно памятны были семейные чтения.   Полутёмная спальня за перегородкой гостиной напоминает о трагической  судьбе матери писателя Марии Фёдоровны Достоевской.  Здесь она провела последние дни своей жизни, когда открывшаяся  скоротечная чахотка сделала её положение безнадёжным.  Здесь мать в последний раз благословила своих детей.  Похоронили её на Лазаревском кладбище, расположенном неподалёку  (полностью уничтожено в советское время). После смерти жены  Михаил Андреевич  переселился в подмосковное имение Даровое, где вскоре скончался  (или, по неофициальной версии, был убит крестьянами).  Старшие братья в мае 1837 года по решению отца уехали в Петербург  поступать в Главное инженерное училище.  Больше в квартиру на Божедомке никто из Достоевских не возвращался. Московская квартира Достоевских в её пространстве (стены, печи)  полностью сохранилась и ни разу не перестраивалась, поэтому музей  Достоевского в Москве отличает очень высокая степень подлинности.  В 1979-1982 гг. в музее были проведены масштабные реставрационные  работы.  На основе воспоминаний А. М. Достоевского, планов и чертежей  XIX века была восстановлена планировка помещений.  Впервые мемориальная квартира обрела подлинный исторический антураж.  И, хотя экспозиция музея бытовая, в ней очевидны акценты на духовных  событиях жизни Достоевского.  Назначение музея — передать атмосферу, в которой формировалась  гениальная личность писателя. Назначение ещё двух комнат, предоставленных Достоевским в середине  1830-х гг. в связи с увеличением семейства осталось неизвестным.  В одной из них проходят литературные и музыкальные вечера, здесь же  представлена выставка лучших иллюстраций к произведениям Достоевского  «Образы Достоевского в иллюстрациях» таких художников, как  Н. Верещагина, Д. Шмаринов, А. Ушин, С. Шор, А. Корсакова,  Б. Заборов и др.  Вторую — составляет экспозиция «Мир Достоевского».  Правая постоянная часть этой экспозиции —   «Достоевский 1860-1870 годы».  Её центр — рабочий письменный стол Ф. М. Достоевского 1870-х годов.  Стол мемориальный, перевезён женой писателя Анной Григорьевной из  петербургской квартиры Достоевских.  За этим столом были написаны главы из романа «Братья Карамазовы».  На столе: журналы «Русский вестник» 1870-х гг., «Дневник писателя»  Ф. М. Достоевского, роман «Братья Карамазовы» издание 1881 года,  мемории из коллекции А. Г. Достоевской — чернильный прибор, очки,  визитные карточки, коробочка для папиросных гильз, принадлежавшие   Фёдору Михайловичу.  Слева — книжный шкаф с «библиотекой» первых изданий произведений  Ф. М. Достоевского.  В шкафу также представлен «Иллюстрированный альманах»   (СПб, 1848 г.) с иллюстрациями П. Федотова к рассказу  Ф. М. Достоевского «Ползунков».  Это первые иллюстрации к Достоевскому.  На стенах справа и слева фотографии Ф. М. Достоевского 1860-1870-х гг.  Справа — небольшая выставка к 500-летию рода Достоевских.  Здесь представлены подлинные фотографии жены и детей, братьев и  сестёр, племянниц писателя.  Материалы, представленные в экспозиции Музея-квартиры  Ф. М. Достоевского, составляют часть обширного, уникального фонда  Достоевского, сосредоточенного в его родном городе — Москве,  а именно в Государственном Литературном музее, филиалом которого  с 1940 года является Музей-квартира Ф. М. Достоевского.  Последние три десятилетия заведующим Музеем-квартирой  является заслуженный работник культуры России, кандидат  филологических наук Галина Борисовна Пономарёва.  Благодаря её стараниям и заботам, музей Ф. М. Достоевского стал  гостеприимным домом для всех людей, ожидающих встречи с Достоевским.  Для них проводятся экскурсии, лекции, научные заседания, вечера.  За долгие годы здесь побывали тысячи людей разных поколений со  всего мира.  Отечественные и зарубежные учёные-гуманитарии, исследователи  творчества Достоевского, его биографы, писатели, священнослужители,  деятели культуры — артисты, скульпторы, художники — принимали  участие в заседаниях, вечерах, «круглых столах».  Состоялись встречи с потомками писателя:  А. Ф., Д. А., А. Д. Достоевскими, Е. А. Ивановой, Л. А. Спивак.  

Памятные даты и ежегодные мероприятия:

дата открытия   - 1928г.      

11 ноября     - День рождения Ф.М.Достоевского

9 февраля     - День смерти Ф.М. Достоевского

Основные экскурсии:

Ранние годы Ф.М. Достоевского в Москве

"Я происходил из семейства русского и благочестивого"

Достоевский и genius loci Москвы

Преступление Раскольникова

Романная серия Достоевского

Единиц хранения:

около 6000

Наиболее ценные (уникальные) коллекции:

Коллекция А.Г. Достоевской - вдовы писателя

Коллекция А.М. Достоевского - младшего брата писателя

Портреты и фотографии современников Ф.М. Достоевского

Коллекция автографов, личные вещи Ф.М. Достоевского

Иллюстрации художников разных стран к произведениям Ф.М. Достоевского

Наиболее интересные предметы фондов

1. Ф.М.Достоевский

 портрет

К.А.Трутовский

1847 год

2

2. Фотография Ф.М.Достоевского, 1858 г.

 фотография

Н.Лейбин

1858 год

3

Адрес:

127473, Москва, Достоевского улица, 2 .

  Ближайшие станции метро: метро «Достоевская», метро «Новослободская», метро «Менделеевская».

 Как проехать или пройти от ближайших станций метро:

От станций метро «Новослободская» и «Менделеевская» можно доехать на троллейбусах: 13, 15, 69 до остановки «Селезнёвская ул.», или на трамвае 7, 19 до остановки «Улица Достоевского»      Дорога пешком займёт около 10-ти минут.

Режим работы музея:      

Дни и часы работы музея (Часы работы экспозиции музея)

 Среда и пятница — с 14.00 до 19.00;

четверг, суббота и воскресенье — с 11.00 до 18.00.

Выходные: понедельник, вторник, последний день месяца.

Запись на экскурсии и лекции производятся предварительно.

Телефоны:

(495) 681-10-85,

(495) 684-31-48

Литературно-мемориальный музей Ф.М. Достоевского в Петербурге

7 Телефон: (812) 571-40-31, касса (812) 764-69-50

Адрес: 191002, Санкт-Петербург, Кузнечный пер., 5/2

Проезд: Ст. м. "Владимирская"(пешком), "Достоевская". Маршрутное такси №№ 90,139, 177, 257. Троллейбус №№ 3, 8, 15.

Режим работы: Ежедневно с 11.00 до 18.00, кроме понедельника.

Входная плата: взрослые- 120 руб., школьники, студенты - 60 руб., дети до 7 лет - бесплатно. Для граждан СНГ льготные билеты: взрослые - 50 руб., пенсионеры - 20 руб., школьники - 20 руб. Бесплатное посещение музея: участники ВОВ, инвалиды всех групп, блокадники

Интернет:

     www.museum.ru/M128 - официальная страница

     Литературно-мемориальный музей Ф.М. Достоевского - W380, официальный сайт www.md.spb.ru

Памятные даты и ежегодные мероприятия:

   дата открытия   - 11.11.1971           

  11 ноября       - День рождения Ф.М.Достоевского

    9 февраля     - День смерти Ф.М. Достоевского

Описание:

Жизнь Федора Михайловича Достоевского была тесно связана с Петербургом. Начиная с 1837 г., он стал петербуржцем, сменил в течение многих лет около 20 адресов. Улицы и дома Петербурга изображены в произведениях писателя.

Однако среди многих петербургских адресов Достоевского особое место занимает дом на углу Кузнечного пер. и ул. Достоевского, неподалеку от старинной церкви Иконы Владимирской Божией Матери. Здесь писатель поселился с семьей в октябре 1878 г. и прожил до дня своей смерти — 28 января 1881 г. Здесь был написан его последний роман “Братья Карамазовы”, “Пушкинская речь”. В этом доме Достоевского посещали многие его современники.

Простой, вполне обычный петербургский дом, не отличающийся архитектурными достоинствами, стал одной из наиболее привлекательных достопримечательностей Петербурга, благодаря тому, что здесь жил и умер Достоевский.

Еще в дореволюционной русской печати появлялись заметки, в которых говорилось о необходимости отметить этот дом памятной доской и открыть здесь музей, посвященный жизни и творчеству великого писателя. Однако эта инициатива не была реализована, а в послереволюционные годы это стало практически невозможно. В 1917 г. вдова писателя Анна Григорьевна Достоевская покинула Петербург, поселилась в своем имении на берегу Черного моря. В 1918 г. она умерла в полном одиночестве, вдали от своих детей и внуков. Все предметы, находившиеся некогда в доме, где жил Достоевский, были сданы ею при отъезде из Петербурга на один из складов на хранение и впоследствии пропали, а материалы драгоценного архива, за некоторыми исключениями, попали в государственные архивы. Затем наступили годы, неблагоприятные для памяти Достоевского. Трагический художественный мир писателя, его общественные и религиозные убеждения были несовместимы с официальной советской идеологией. В эти годы трудно было представить, что возможно создание музея в доме, где он жил. Однако и тогда известные писатели и ученые напоминали в печати о том, какое значение имеет Достоевский в истории русской культуры, и говорили о необходимости создания музея в городе, где прошли многие годы его жизни. В 1971 г. во всем мире отмечалось 150-летие со дня рождения великого писателя. К этой дате решено было открыть Литературно-мемориальный музей Ф.М.Достоевского в Ленинграде, в доме на Кузнечном переулке. По архивным планам дома и по воспоминаниям современников писателя была восстановлена квартира. По фотографии, сделанной после смерти писателя, был реконструирован его кабинет. Рядом с мемориальной квартирой была открыта большая литературная экспозиция, посвященная жизни и творчеству Достоевского. Большой вклад в дело создания Музея внес внук писателя Андрей Федорович Достоевский (1908 -1968), собравший ценную коллекцию, посвященную памяти его знаменитого деда, — впоследствии она стала основой музея. Семейные реликвии передала в Музей внучатая племянница Достоевского Мария Владимировна Савостьянова — наиболее ценные материалы этого собрания также находятся в экспозиции. Среди создателей Музея необходимо назвать его первого директора — Бориса Варфоломеевича Федоренко и проф. Нину Перлину (в настоящее время преподает в университете штата Индиана, США).

Открытие музея Достоевского стало большим событием в жизни Ленинграда. С тех пор этот дом постоянно посещают поклонники творчества писателя из всех стран мира. За годы существования Музея его собрание многократно увеличилось. В настоящее время он располагает большой коллекцией графики, прикладного искусства, значительным фондом фотографий; библиотека насчитывает около 24000 томов, имеется коллекция театральных афиш, программ — по инсценировкам произведений писателя, собран небольшой рукописный фонд. Эта коллекция постоянно пополняется — во многом благодаря дарам посетителей, друзей Музея, ученых — исследователей творчества писателя.

Музей располагает кинозалом, где можно посмотреть фильмы и спектакли по его произведениям, побывать на литературных вечерах. Каждый год, в ноябре, когда отмечается день рождения писателя, в Музее проходят международные научные конференции на тему “Достоевский и мировая культура”. В выставочных залах постоянно проходят выставки современных художников. Сегодня Музей стал неотъемлемой частью культурной жизни С.-Петербурга.

Основные экскурсии:

     Экскурсия по литературной экспозиции: "Жизнь и творчество Ф.М.Достоевского"

     Пешеходная экскурсия по местам романа "Преступление и наказание"

Дополнительные услуги:

    киоск или магазин, публичная библиотека, театр

В организации имеются коллективы:

    театральные

Туристические маршруты:

     Ф.М.Достоевский в Петербурге

Местные достопримечательности:

     Собор Владимирской иконы Божией Матери, Владимирский пр., 20-а

Подворье Коневского мужского монастыря в СПб, церковь Коневской иконы Божией Матери, Загородный пр., 7

Мемориальный музей актеров Самойловых, Стремянная ул., 8

Мемориальный музей-квартира Н.А.Римского-Корсакова, Загородный пр., 28, флигель во дворе, 3-й эт., кв. 39

Российский государственный музей Арктики и Антарктики, ул. Марата, 24-а

Арт-центр "Пушкинская-10", Пушкинская ул., 10, вход с Лиговского пр., 53.

Основные должностные лица:

     Директор: Ашимбаева Наталья Туймебаевна, тел. (812) 571-40-31

     Зам. директора по научной работе: Тихомиров Борис Николаевич, тел. (812) 571-40-31

     Заместитель директора: Бирон Вера Сергеевна, тел. (812) 571-40-31

     Главный хранитель: Брусовани Марианна Исаковна, тел. (812) 764-21-65

Тел. дирекции:     (812) 571-40-31, Факс: (812) 712-00-03

Адрес дирекции:

     191002, Санкт-Петербург, Кузнечный пер., 5/2

Даты открытия и основания:

     открыт: 11.11.1971

Бюджетный статус:

    муниципальный

Организационно-правовая форма:

    некоммерческое учреждение

Тип организации:

     культурно-массовая, исследовательская

Классификация организации:

     литературная , персональная и мемориальная

Площади организации:

     экспозиционно-выставочная 400м2

     фондохранилищ 381м2

Количество сотрудников:

     46, из них 15 научных

Среднее кол. посетителей в год:     32000

В структуре организации имеются:

     архив, научная библиотека

Вышестоящая организация:

     Комитет по культуре Санкт-Петербурга - R36

Организации партнеры:

     Литературный музей Института русской литературы РАН ("Пушкинский дом") - M188

     Историко-архитектурный музей "Кузнецкая крепость" - M812

     Омский государственный литературный музей им. Ф.М.Достоевского - M1894

Спонсоры, меценаты и грантодатели:

     Фирма "Аквафор"

Министерство Иностранных дел Королевства Норвегия

Генеральное консульство Королевства Норвегия в Санкт-Петербурге

Генеральное консульство Швеции в Санкт-Петербурге

Федеральное агентство по культуре и кинематографии

Digital Arts Foundation - Aspen

Единиц хранения:

42272, из них 18280 предметов основного фонда

Наиболее ценные (уникальные) коллекции:

Коллекция современных иллюстраций к произведениям Достоевского - около 2000 предметов

Коллекция прижизненных изданий Ф.М.Достоевского - 117 предметов

Архив А.У.Порецкого (рукописи) - 272 предмета

Дом-музей Ф. М. Достоевского в Старой Руссе

8Экспозиция музея, рассказывающая о жизни Ф. М. Достоевского и его семьи в Старой Руссе, открыта в доме писателя, приобретенном им в 70-х годах прошлого века. Здесь были написаны главы романов "Подросток", "Бесы", "Братья Карамазовы".

Интерьеры дома, мебель, картины, книги и многочисленные фотографии позволяют прочувствовать атмосферу, в которой жил и творил всемирно известный романист. Несколько мемориальных вещей — цилиндр, перчатки, аптечный пузырек с рецептом вызывают чувство грусти, и сожаления так мало осталось материальных свидетельств жизни великого человека. Экспозиция не ограничивается только домом. Двор с банькой, живописная набережная реки Перерытицы, сохранившиеся дореволюционные постройки, описанные в романе "Братья Карамазовы" — дом Грушеньки, церковь св. Георгия,– делают весь прилегающий к мемориальному комплексу уголок города своеобразной сценической площадкой, на которой разыгрывались основные события произведений Достоевского.

Интерьер дома-музея Ф.М.Достоевского В настоящее время заканчивается реставрация дома Беклимишевского, в котором намечается создать уникальную экспозицию, посвященную незавершенному роману писателя "Братья Карамазовы".

Ежегодно Дом-музей проводит Старорусские чтения "Достоевский и современность", на которые приезжают ученые из России, стран СНГ, Японии, Франции, Канады.

В фондах музея собрана прекрасная коллекция изданий произведений Ф.М. Достоевского на разных языках, живописные, графические и скульптурные работы, посвященные писателю и его героям, предметы, типичные для конца XIX – начала XX века.

Адрес:175200, Старая Русса, наб. Достоевского, 42

Тел.: (+7-816) 52-5-14-77

Факс: (+7-816) 52-3-72-85

Дата открытия: 1968

Музей-усадьба  Ф.М. Достоевского в д. Даровое

9 «Это маленькое и незамечательное место оставило во мне самое глубокое и сильное впечатление на всю потом жизнь» Ф.Достоевский

В 1831 году отец Достоевского на имя своей жены, Марии Федоровны Достоевской, купил усадьбу Даровое в Тульской губернии. Усадьба состояла из 260 десятин земли, куда входили сенные покосы, пахотная земля, лес, липовая роща, сад и сельцо, состоящее из 20 дворов, из которых 11 принадлежало Достоевским. «Местность в нашей деревне была очень приятная и живописная. Маленький плетневый, связанный глиною на манер южных построек, флигелек для нашего приезда состоял из трех небольших комнаток и был расположен в липовой роще, довольно большой и тенистой. Роща эта через небольшое поле примыкала к березовому леску, очень густому и с довольно мрачною и дикою местностью, изрытою оврагами. Лесок этот назывался Брыково. Лесок Брыково с самого начала очень полюбился брату Феде, так что впоследствии в семействе нашем он назывался Фединою рощею...»

Через всю усадьбу проходил глубокий овраг, часть которого превращена была в глубокий водоем, где поили скот, удили искусственно разведенную рыбу, купались. После пожара 1832 года, когда сгорело почти все сельцо, Достоевскими был построен деревянный флигель, куда и переселилась многочисленная семья.

В 1833 году была куплена соседняя усадьба Черемошня, которая граничила с Даровым, и Достоевские стали владельцами 500 десятин земли и 100 душ крепостных крестьян. Семья Достоевских приезжала сюда на летние месяцы. После смерти родителей Даровое принадлежало младшему брату Андрею Михайловичу Достоевскому, а затем его сестрам и их детям. Ф.М.Достоевский отказался от своей доли наследства в Даровом в 1844 году, получив в виде возмещения 500 рублей серебром.

По воспоминаниям Андрея Достоевского,  всем детям в семье очень нравилось отдыхать в Даровом, и осенью им совсем не хотелось возвращаться в Москву. В последний раз Федор отдыхал в Даровом в 1836 году. После переезда в Петербург и вступления во «взрослую жизнь» так беззаботно ему уже не удавалось проводить лето. Детские впечатления от встреч с настоящей русской деревней стали для него тем источником, который питал его творчество на протяжении всей жизни. В прозе Достоевского редко встречаются описания природы. Он был, безусловно, писателем-урбанистом. Но в его редких пейзажах чувствуется глубинная, прочувствованная связь с природой. В тяжелые минуты одиночества и отчаяния Достоевский вспоминал эпизоды своего недолгого общения с природой, переводя их в удивительно яркие и эмоциональные образы.

Рассказ «Маленький герой» Достоевский писал, находясь в Петропавловской крепости. Он не знал, что его ждет впереди, не представлял, так же, как и другие члены общества, арестованные «по делу Петрашевского», сколько ему суждено будет отбывать в заключении. Он почти не выходил из своей одиночки, но его рассказ буквально пронизан солнечным светом и радостью, а описания природы поражают свежестью, колоритом и ощущением сиюминутного присутствия: «На противоположном берегу косили сено. Я засмотрелся, как целые ряды острых кос, с каждым взмахом косца, дружно обливались светом и потом вдруг опять исчезали, как огненные змейки, словно куда прятались; как срезанная с корня трава густыми, жирными грудками отлетала в стороны и укладывалась в прямые, длинные борозды...». Влюбленность в природу, ощущение почвы, земли, всего живого, настолько сильно запечатлелись в душе Достоевского-ребенка в Даровом, что через 20 лет, оказавшись в камере и лишившись возможности видеть даже чахлую петербургскую природу, он легко и выразительно создает поразительный букет, который 11-летний герой его рассказа в восторге первого, плохо осознанного еще чувства, собирает для своей избранницы. В нем были перемешаны все полевые цветы и травы — шиповник, жасмин, васильки, колосья ржи, незабудки, колокольчики, гвоздики, анютины глазки, листья клена — все, что вспоминалось писателю из ранних встреч с природой. Тогда, в детстве, окружающая жизнь казалась безграничной. В Петропавловской крепости и природа была тюремной: «...мне опять позволили гулять в саду, в котором почти семнадцать деревьев. И это для меня целое счастье...»

Достоевский был убежден в высоком значении эстетического воздействия природы на душу человека. Знаменитый образ косых лучей солнца, часто встречающийся в его прозе, «клейкие листочки», о которых с таким трепетом говорит его герой-интеллектуал Иван Карамазов, земля, которую в упоении целует и обнимает Алеша, — эти символические знаки единения человека с природой были восприняты писателем в детстве.

Даровое и Черемошня связаны и с трагическими воспоминаниями. В июне 1839 года при обстоятельствах так до конца и не выясненных, в своем имении умер Михаил Андреевич Достоевский. Подозревали, что он был убит крепостными крестьянами. По официальной версии смерть наступила в результате апоплексического удара. Смерть отца произвела сильнейшее впечатление на Достоевского и нашла свое отражение в его произведениях, особенно в «Братьях Карамазовых», где тема отцеубийства является центральной и, несомненно, несет на себе отсвет семейной трагедии.

В поздние годы он не раз собирался навестить родные места, увидеть Даровое и его жителей. Удалось ему это сделать лишь в 1877 году. Жена Достоевского, Анна Григорьевна писала об этой поездке: «...муж посетил самые различные места в парке и окрестностях, дорогие ему по воспоминаниям, и даже сходил пешком (версты две от усадьбы) в любимую им в детстве рощу «Черемашню», именем которой он потом назвал рощу в романе «Братья Карамазовы». Заходил Федор Михайлович и в избы мужиков, своих сверстников, из которых многих он помнил. Старики и старухи и сверстники, помнившие его с детства, радостно его приветствовали, зазывали в избы и угощали чаем. Поездка в Даровое доставила много воспоминаний, о которых муж по приезде передавал нам с большим оживлением...».

В 20-е годы дом в Даровом, в котором уже не осталось никого из членов семьи Достоевских, был превращен в сельскую библиотеку. Мемориальные вещи были вывезены в Москву, на Божедомку, где создавался тогда первый музей Достоевского. В 1955 году в Даровом была создана «комната Достоевского», в которой экспонировались фотоматериалы, поступившие из московского музея. С 1974 года усадьба Даровое приобрела статус музея республиканского значения, а с августа 1990 года стала филиалом Зарайского историко-художественного музея. В настоящее время в сохранившемся флигеле, принадлежавшем Достоевским, размещена экспозиция, представляющая период их пребывания в Даровом. Сохранились старые постройки в Даровом и Черемошне, липовая аллея, фруктовый сад и пруд.

художественного и археологического музея Зарайский Кремль

Адрес: 140600, Московская область,

Зарайский район, д. Даровое

Тел.: (+ 7 266) 2-27-34

Дата открытия: 1974

Литературно-мемориальный музей Ф.М.Достоевского в Новокузнецке

10В Кузнецке, небольшом уездном городе Томской губернии, находящемся в 500 верстах от Семипалатинска, Достоевский пробыл в общей сложности чуть больше двадцати дней. В Одигитриевской церкви Кузнецка 6 февраля 1857 года состоялся обряд венчания Федора Достоевского и Марии Исаевой. Двухлетняя, полная драматизма и страданий, история любви Достоевского и Марии, в Кузнецке была официально зарегистрирована. Из Кузнецка он уезжал в необычном для себя состоянии: в один день он стал мужем и отцом. Женившись на Марии, Достоевский взял на себя ответственность и за оставшегося от ее первого брака с Александром Исаевым шестилетнего сына Павла. Впервые после отъезда из родительского дома у Достоевского появлялась семья. Ему казалось, что теперь никогда уже он не будет одинок. Из всех сибирских городов, в которых пришлось бывать Достоевскому, Кузнецк единственный был отмечен радостью и ощущением настоящей свободы. Здесь Достоевский сам решал свою судьбу. Маленький, неприметный город не имел в его воспоминаниях конкретных очертаний, Достоевский ничего о Кузнецке не написал, он был для писателя значительным и притягательным лишь потому, что там жила любимая женщина, и именно с Кузнецком были связаны все его надежды на их будущую совместную жизнь. Но романтическая любовь Достоевского к Марии началась в Семипалатинске.

Всю жизнь Достоевский верил в свои предчувствия. Очень часто они оправдывались. Его творчество и жизнь так переплетались, что порой трудно определить, что было первичным — реальное событие в его жизни, художественно переработанное потом в романе, или — вымышленная ситуация его фантастической прозы, реализовывавшаяся позже в подлинной жизни... История его взаимоотношений с Марией Исаевой стала одним из таких сюжетов. В феврале1854 года, выйдя из Омского острога, Достоевский писал: «Эта долгая, тяжелая физически и нравственно, бесцветная жизнь сломила меня... Были ... у меня такие минуты, когда я ненавидел всякого встречного, правого и виноватого, и смотрел на них, как на воров, которые крали у меня мою жизнь безнаказанно...». Достоевский пересиливал в себе эти чувства, хотя иногда ему давалось это нелегко. Он понимал, что в таком состоянии жить невозможно: «Я в каком-то ожидании чего-то; я как будто все еще болен теперь, и кажется мне, что со мной в скором, очень скором времени должно случиться что-нибудь очень решительное, что я приближаюсь к кризису всей моей жизни, что я как будто созрел для чего-то и что будет что-нибудь, может быть тихое и ясное, может быть грозное, но, во всяком случае, неизбежное...». Через несколько месяцев «неизбежное» произошло. Весной он познакомился с семьей Александра Ивановича Исаева: «Бог послал мне знакомство одного семейства, которое я никогда не забуду. Это семейство Исаевых. Он имел место, очень недурное, но не ужился в нем и по неприятности вышел в отставку. Когда я познакомился с ними, он уже несколько месяцев как был в отставке и все хлопотал о другом каком-нибудь месте. Жил он жалованьем, состояния не имел…, мало-помалу они впали в ужасную бедность. Когда я познакомился с ними, они еще кое-как себя поддерживали. Он наделал долгов. Он жил беспорядочно, да и натура у него была беспорядочная. Страстная, упрямая, несколько загрубелая. А, между прочим, это была натура сильно развитая, добрейшая... Он был образован, он был, несмотря на множество грязи, чрезвычайно благороден...». Достоевский начал почти ежедневно бывать у них. Но не пьющий Исаев интересовал писателя, а его жена, Мария Дмитриевна: «Это дама еще молодая, 28 лет, хорошенькая, очень образованная, очень умная, добра, мила, грациозна, с превосходным, великодушным сердцем. Участь эту она перенесла гордо, безропотно...». Недавний каторжник, привыкший к лишениям и одиночеству, неожиданно для себя встретил женщину, такую же одинокую, как и он, вынужденную жить в несчастливом браке с мужем-алкоголиком, постоянно нуждаясь и принимая случайную помощь малознакомых людей... Неоднократно в творчестве Достоевского будут использованы трагические мотивы семейной жизни Исаевых, например, Мармеладов и Катерина Ивановна в «Преступлении и наказании», штаб-капитан Снегирев и Арина Петровна в «Братьях Карамазовых».

Достоевский не знал, как помочь Марии, сам он был тоже почти без средств. Но в свои 32 года он впервые по-настоящему полюбил. Его семипалатинский друг А.Врангель вспоминал: «Марии Дмитриевне было лет за тридцать; довольно красивая блондинка среднего роста, очень худощавая, натура страстная и экзальтированная. Уже тогда зловещий румянец играл на ее бледном лице, и несколько лет спустя чахотка унесла ее в могилу. Она была начитанна, довольно образованна, любознательна, добра и необыкновенно жива и впечатлительна. В Федоре Михайловиче она приняла горячее участие, приласкала его, не думаю, чтобы глубоко оценила его, скорее пожалела несчастного, забитого судьбою человека. Возможно, что даже привязалась к нему, но влюблена в него ничуть не была. Она знала, что у него падучая болезнь, что у него нужда в средствах крайняя, да и человек он «без будущности», говорила она. Федор же Михайлович чувство жалости и сострадания принял за взаимную любовь и влюбился в нее со всем пылом молодости...».

Через год после знакомства с Достоевским Исаев получил новое назначение. В мае 1855 года его направили в Кузнецк. Отъезд Марии Дмитриевны Достоевский переживал трагически: «Отчаяние Достоевского было беспредельно, — описывал разлуку Достоевского и Марии Дмитриевны А.Врангель, — ему казалось, что все для него в жизни пропало... Достоевский рыдал, как ребенок». Вскоре пришла весть, что муж Марии, Александр Исаев умер. Она стала свободной. Достоевскому к этому времени вернули дворянское звание и все права, он получил чин унтер-офицера, то есть брак с Марией Дмитриевной становился реальностью. Но в жизни Марии возникло другое увлечение, на пути Достоевского встал молодой учитель Вергунов, преподающий в кузнецкой гимназии. Достоевский не мог представить себе окончательного разрыва: «Я погибну, если потеряю своего ангела: или с ума сойду, или в Иртыш!» Мария с Вергуновым была в Кузнецке, а Семипалатинск сплетничал — атмосферу провинциальных обывателей, с удовольствием передающих разные слухи, иронично передал потом Достоевский в «Дядюшкином сне». Он не хотел пассивно ждать развязки вдали от Марии и, рискуя своим положением, без ведома начальства все же вырвался на несколько дней в Кузнецк. После долгих объяснений, слез и уверений в любви, Достоевский и Мария Дмитриевна решили обвенчаться. Свидетелем со стороны Достоевского на свадьбе стал Николай Вергунов... Они прожили с Марией недолго. Через семь лет, в 1864 году, она умерла от чахотки. «Она любила меня беспредельно, я любил ее тоже без меры, но мы не жили с ней счастливо... Это была самая честнейшая, самая благороднейшая и великодушнейшая женщина из всех, которых я знал во всю жизнь. Когда она умерла — я хоть и мучился, видя как она умирает, хоть и ценил и мучительно чувствовал, что я хороню с нею, — но никак не мог вообразить, до какой степени стало больно и пусто в моей жизни...»

Кузнецк навсегда остался для Достоевского связанным с этими воспоминаниями. 18 мая 1980 года в Новокузнецке (так Кузнецк стал называться в наше время) на улице Достоевского в доме №40, который в 1855-57 гг. М.Д.Исаева снимала у портного М.Д.Дмитриева, был открыт филиал краеведческого музея - Литературно-мемориальный музей Ф.М.Достоевского. 1 марта 1991 года филиал получил статус самостоятельного учреждения культуры и дополнительное здание напротив мемориального дома. В основу литературной экспозиции легли кузнецкие события жизни Достоевского. Авторы концепции представляют их в триедином аспекте: событийном, творческом и философском. Экспозиция музея, разрывая житейский ритм времени, показывает «кузнецкую коллизию» писателя в ее вневременном, вечном значении.

Адрес: 654034, Кемеровская область, г. Новокузнецк, ул. Достоевского, д. 29

Тел./факс: (+7 3843) 360-250, 376-586

Дата открытия: 18 мая 1980

Омский государственный литературный музей им. Ф.М.Достоевского

11 В Рождественскую ночь 1849 года Достоевский из Петербурга по этапу был отправлен в Сибирь. Четыре года ему суждено было провести в Омском остроге: «Все четыре года я прожил безвыходно в остроге, за стенами, и выходил только на работу. Работа доставалась тяжелая …, и я, случалось, выбивался из сил, в ненастье, в мокроту, в слякоть или зимою в нестерпимую стужу… Жили мы в куче, все вместе, в одной казарме. Вообрази себе старое, ветхое, деревянное здание, которое давно уже положено сломать и которое уже не может служить. Летом духота нестерпимая, зимою холод невыносимый. Все полы прогнили. Пол грязен на вершок, можно скользить и падать. Маленькие окна заиндевели, так что в целый день почти нельзя читать. На стеклах на вершок льду. С потолков капель — все сквозное…Спали мы на голых нарах, позволялась одна подушка. Укрывались коротенькими полушубками, и ноги всегда всю ночь голые. Всю ночь дрогнешь. Блох, вшей и тараканов четвериками… Прибавь ко всем этим приятностям почти невозможность иметь книгу, что достанешь, то читать украдкой, вечную вражду и ссору кругом себя, брань, крик, шум, гам, всегда под конвоем, никогда один, и это четыре года без перемены...»

Каторжные годы казались Достоевскому страшным сном, о себе он писал, как о «камне отброшенном», «ломте отрезанном»: «...те 4 года считаю я за время, в которое был похоронен живой и закрыт в гробу… Это было страдание невыразимое, бесконечное, потому что всякий час, всякая минута тяготела как камень у меня на душе. Во все 4 года не было мгновения, в которое бы я не чувствовал, что я в каторге...»

В Омске писателю впервые пришлось длительное время жить одной жизнью с народом. Он работал на кирпичном заводе, обжигал и толок алебастр, трудился в инженерной мастерской, разгребал снег на улицах города. Писать в остроге было запрещено, поэтому основной творческой работой Достоевского в Омске было обдумывание своих будущих романов. Разнообразного материала вокруг было бесконечно много. Первым произведением, вобравшим в себя весь четырехлетний опыт каторги, стал роман, непосредственно посвященный теме русской тюрьмы, «Записки из Мертвого дома». Ни один город, в котором жил писатель, не получил такого подробного исследования и описания, как Омск.

Часто в остроге ему становилось невыносимо тяжело. Вернувшись в обычную жизнь, он не любил вспоминать эти годы. В 1876 году в «Дневнике писателя», Достоевский признавался: «Мне и теперь иногда снится это время по ночам, и у меня нет снов мучительнее». Его собственная жизнь стала для него материалом для исследования. В остроге он вспоминал жизнь предыдущую, через 15 лет после возвращения из Сибири — анализировал духовный опыт каторги. В размышлениях о нравственной силе русского народа Достоевский вспомнил один эпизод из острожной жизни, когда он особенно устал от безобразных в пьяном разгуле соседей-каторжан, и, как обычно, решил мысленно «вернуться в детство». Он «пробрался на свое место, против окна с железной решеткой, и лег навзничь, закинув руки за голову и закрыв глаза...». В этот раз ему «вдруг припомнилось почему-то одно незаметное мгновение». В Даровом, оказавшись один в густом кустарнике, 9-летний Федор услышал чей-то крик: «Волк бежит!» Напуганного мальчика успокоил мужик Марей, пашущий на поле. «Встреча была уединенная, в пустом поле, и только Бог, может, видел сверху, каким глубоким и просвещенным человеческим чувством и какою тонкою, почти женственною нежностью может быть наполнено сердце иного грубого, зверски невежественного крепостного русского мужика...». Мимолетный, незначительный для взрослого сознания, эпизод с мужиком Мареем для Достоевского-ребенка стал сильным душевным потрясением. На каторге он помог ему выжить и не утратить веры в свой народ: «Помню, я вдруг почувствовал, что могу смотреть на этих несчастных совсем другим взглядом и что вдруг, каким-то чудом, исчезла совсем всякая ненависть и злоба в сердце моем...».

В Омске Достоевский жил за плотным тюремным забором: «Случалось, посмотришь сквозь щели забора на свет божий: не увидишь ли хоть чего-нибудь? — и только и увидишь, что краешек неба да высокий земляной вал, поросший бурьяном, а взад и вперед по валу, день и ночь расхаживают часовые; и тут же подумаешь, что пройдут целые годы, а ты точно так же пойдешь смотреть сквозь щели забора и увидишь тот же вал, таких же часовых и тот же маленький краешек неба, не того неба, которое над острогом, а другого, далекого, вольного неба...». А когда Достоевский ощущал несвободу, не только внешнюю, как в остроге, но и внутреннюю — как было во время его вынужденного пребывания в Европе, или — в Петербурге, когда со всех сторон атаковали кредиторы, и он должен был подписывать кабальные договоры, — он начинал воспринимать окружающий мир довольно мрачно. Омск ассоциировался у него с понятием «тюрьма», поэтому он ему не мог нравиться: «Если б не нашел здесь людей, я бы погиб совершенно...».

К счастью, рядом с Достоевским всегда оказывались благородные люди, принимавшие деятельное участие в его судьбе. В Омске ими были военные и некоторые чиновники Главного управления Западной Сибири. Особое внимание уделял Достоевскому Алексей Федорович де Граве — комендант Омской крепости, который старался оградить писателя-арестанта от тяжелых работ и пытался облегчить его положение.

В остроге, столкнувшись с преступным миром, Достоевский осознал многие отвлеченные понятия — интеллигенция и народ, преступление и наказание, свобода и ее границы, проблемы сильной личности... Все его последующее творчество было посвящено осмыслению этих «вечных вопросов». Здесь, на берегу Иртыша, писатель жил, не теряя надежды на освобождение. Ожидание нового будущего было основным его состоянием на каторге. Свои чувства писатель передаст герою «Преступления и наказания» Родиону Раскольникову: «День опять был ясный и теплый. Ранним утром, часов в шесть, он отправился на работу, на берег реки, где в сарае устроена была обжигательная печь для алебастра и где толкли его…Раскольников… сел на складенные у сарая бревна и стал глядеть на широкую и пустынную реку. С высокого берега открывалась широкая окрестность. С дальнего другого берега чуть слышно доносилась песня. Там, в облитой солнцем необозримой степи, чуть приметными точками чернелись кочевые юрты. Там была свобода и жили другие люди, совсем не похожие на здешних, там как бы самое время остановилось, точно не прошли еще века Авраама и стад его. Раскольников сидел, смотрел неподвижно, не отрываясь; мысли его переходили в грезы, в созерцание...».

Одно из старейших зданий Омска – дом, построенный в 1799 г. для комендантов Омской крепости. В июле 1859 г. в этом доме, в гостях у последнего коменданта, А.Ф.де Граве, побывал Ф.М.Достоевский. 28 января 1983 г. здесь был открыт Литературный музей им. Ф.М.Достоевского, который поначалу существовал как филиал Омского государственного исторического и литературного музея, но в 1991 г. получил самостоятельность. Музей в целом посвящен истории литературы Сибири. Однако центральная часть его экспозиции посвящена Ф.М.Достоевскому, и, прежде всего, омскому периоду его биографии (1850-1854). Размещается этот раздел экспозиции в большом зале, служившем в доме де Граве гостиной. В экспозиции рассказывается о сибирском периоде жизни Достоевского, представлены первое издание «Записок из Мертвого дома», номера журналов «Время», «Отечественные записки», «Русский вестник» с первыми публикациями романов Достоевского и другие материалы.

Адрес: 644099, г. Омск, ул. Достоевского, 1

Тел./факс: (+7 3812) 24-29-65

Сайт: http://litmuseum.ru/

Дата открытия: 28 января 1983

Литературно-мемориальный музей Ф.М.Достоевского в Семипалатинске

12 Ровно через четыре года Достоевский вышел из Омского острога, а 2 марта 1854 года был зачислен рядовым в 1-ю роту Сибирского 7-го линейного батальона в Семипалатинске. Начался следующий период жизни писателя — ссылка и солдатская служба. «Выйдя из моей грустной каторги, я со счастьем и надеждой приехал сюда. Я походил на больного, который начинает выздоравливать после долгой болезни и, быв у смерти, еще сильнее чувствует наслаждение жить в первые дни выздоровления. Надежды было у меня много. Я хотел жить...»,-писал Ф. М. Достоевский. Однажды чувство «воскресенья из мертвых» Достоевский уже испытал, когда вместе с друзьями стоял на Семеновском плацу и готовился к смертной казни, которую по сценарию Николая I внезапно заменили каторгой и пожизненной ссылкой. «Жизнь — дар, жизнь — счастье», — писал 27-летний писатель, отправляясь в Сибирь. Тот подарок судьбы был неожидан, этого он ждал 4 года, ежедневно считая пали на заборе омской тюрьмы. Он не жалел пропавших лет: «Вечное сосредоточение в самом себе, куда я убегал от горькой действительности, принесло свои плоды». Достоевский учился принимать жизнь спокойно: «Бывши в таких передрягах, как я, выживешь наконец несколько философии». Еще в детстве его поразила Книга Иова, навсегда ставшая для него Главной. После каторги из Семипалатинска Достоевский писал: «Мне кажется, что счастье в светлом взгляде на жизнь и в безупречности сердца, а не во внешнем».

Семипалатинские годы — это время возвращения Достоевского к литературному труду. Он снова мог писать: «На душе моей ясно. Вся будущность моя, и все, что я сделаю, у меня, как перед глазами. Я доволен своей жизнью». Но работа шла нелегко, много времени отнимала солдатская служба. Достоевский ненавидел муштру и смотры еще в Военно-инженерном училище. Через полгода после окончания училища он подал в отставку, надеясь больше никогда не служить. В Семипалатинске же ему опять пришлось надеть форменную одежду. Из воспоминаний писателя:«Солдатство не шутка, ...солдатская жизнь со всеми ее обязанностями солдата не совсем-то легка для человека с таким здоровьем и с такой отвычкой или, лучше сказать, с таким полным ничегонезнанием в подобных занятиях. Чтоб приобрести этот навык, надо много трудов. Я не ропщу; это мой крест...». Выйдя из острога и оставшись в Омске на месяц, Достоевский познакомился с офицером казахом Чоканом Валихановым. Это был блестящий и отважный человек, ученый-этнограф, фольклорист, путешественник. Достоевский встречался с Валихановым и в Семипалатинске. Он оценил высокие дарования своего нового друга: «… Не великая ли цель, не святое ли дело быть чуть ли не первым из своих, который бы растолковал в России, что такое Степь, ее значение и Ваш народ относительно России, и в то же время служить своей родине просвещенным ходатайством за нее у русских. Вспомните, что Вы первый киргиз – образованный по-европейски вполне. Судьба же вас сделала вдобавок превосходнейшим человеком, дав вам и душу, и сердце…».

Сблизился в эти годы Достоевский и со знаменитым географом П.П.Семеновым (впоследствии Тян-Шанским).

Большое значение имела для ссыльного писателя дружба с бароном А.Е.Врангелем, который прибыл из Петербурга в Семипалатинск в 1854 году в качестве нового окружного прокурора. Он знал Достоевского как автора романа «Бедные люди». Скоро они стали близкими друзьями. «Александр Егорович… человек очень молодой, с прекрасными качествами души и сердца, приехавший в Сибирь прямо из лицея с великодушной мечтой узнать край, быть полезным и т.д. Он служил в Семипалатинске; мы с ним сошлись, и я полюбил его очень...»,- отмечал Федор Михайлович .

Два года, пока Врангель жил в Семипалатинске, они с Достоевским общались почти ежедневно. Врангель оставил интересные воспоминания о мало описанном семипалатинском периоде жизни писателя. В биографии Достоевского Семипалатинск был городом перемен — Достоевский ждал амнистии, верил, что скоро сможет вернуться в Россию. В его текстах почти нет описаний этого сибирского города. Лишь иногда он делал небольшие зарисовки: «Климат здесь довольно здоров, здесь уже начало киргизской степи. Город довольно большой и людный. Азиатов множество. Степь открытая. Лето длинное и горячее, зима короче, чем в Тобольске и в Омске, но суровая. Растительности решительно никакой, ни деревца — чистая степь...». С описания Семипалатинска начинается роман «Записки из Мертвого дома»: «В отдаленных краях Сибири, среди степей, гор или непроходимых лесов, попадаются изредка маленькие города, с одной, много с двумя тысячами жителей, деревянные, невзрачные, с двумя церквами — одной в городе, другой на кладбище, — города похожие более на хорошее подмосковное село, чем на город...». В повести «Дядюшкин сон», события которой разворачиваются в Семипалатинске, дана похожая короткая характеристика: «По улицам, обставленным маленькими, враставшими в землю домишками, ожесточенно лаяли собаки, которые в провинциальных городах разводятся в ужасающем количестве...».

Наверно, Достоевский и Врангель обменивались своими впечатлениями о городе, потому что Врангель, описывая Семипалатинск, обращает внимание на те же детали: «Семипалатинск в то время был ни город, ни деревня, а нечто среднее. Одноэтажные, бревенчатые, приземистые домишки, бесконечные заборы, на улице ни одного фонаря, ни сторожей, ни одной живой души, и если бы не отчаянный лай собак, город показался бы вымершим. Он кишел собаками, которые охраняли жителей и исполняли санитарную часть...».

В Семипалатинске Достоевский поменял четыре адреса. Около месяца он жил в казармах с солдатами, потом — поселился в доме на окраине города: «Хата Достоевского находилась в самом безотрадном месте. Кругом пустырь, сыпучий песок, ни куста, ни дерева. Изба была бревенчатая, древняя, скривившаяся на один бок, без фундамента, вросшая в землю, и без единого окна наружу, ради опасения от грабителей и воров… У Достоевского была одна комната, довольно большая, но чрезвычайно низкая; в ней царствовал всегда полумрак. Бревенчатые стены были смазаны глиной и когда-то выбелены; вдоль двух стен шла широкая скамья. На стенах там и сям лубочные картинки, засаленные и засиженные мухами. У входа налево от дверей большая русская печь. За нею помещалась постель Федора Михайловича, столик и, вместо комода, простой дощатый ящик. Все это спальное помещение отделялось от прочего ситцевою перегородкою. За перегородкой в главном помещении стоял стол, маленькое в раме зеркальце. На окнах красовались горшки с геранью и были занавески, вероятно когда-то красные. Вся комната была закопчена и так темна, что вечером с сальною свечою — стеариновые тогда были большою роскошью, а освещения керосином еще не существовало… Как при таком освещении Федор Михайлович писал ночи напролет, решительно не понимаю. Была еще приятная особенность его жилья: тараканы стаями бегали по столу, стенам и кровати, а летом особенно блохи не давали покоя, как это бывает во всех песчаных местностях»,- вспоминал А.Е. Врангель.

Весну-лето 1855 года писатель провел вместе с Врангелем на даче «Казаков сад», а в 1857 году после женитьбы на Марии Исаевой снял квартиру в доме почтальона Ляпухина. 7 мая 1971 года в сохранившемся деревянном доме почтальона Ляпухина, в котором Достоевский снимал квартиру в 1857-59 годах, был открыт Музей Достоевского. В 1976 году к старому дому по проекту московского архитектора В.Ф.Власова была сделана современная пристройка. В архитектуру здания была заложена идея памятника-книги. Двухэтажное каменное строение имеет две стороны ломаных стен, как бы сложенных из полуоткрытых книг. Стены здания оформлены композициями «Кабинет писателя» и «Петербург Достоевского» (художники В.Гукасов, С.Широков, В.Одноколкин). У входа установлены бронзовая скульптура «Ф.Достоевский и Ч. Валиханов» (скульптор Д.Г.Элбакидзе): 

13 В образный ряд литературной экспозиции включены монументальные росписи «Кровь», «Пот», «Слезы», «Приобщение» (художник Г.В.Козлитин), представляющие наиболее драматические сюжеты биографии писателя и его героев. Центром экспозиции является композиция «Мертвый дом». Рельефные портреты каторжан, проступающие из стилизованной деревянной решетки, представляют разноликий мир каторги, соединяющей в себе святость и зверство, высокую духовность и обнаженный цинизм. Интерьеры мемориальной квартиры в основном восстановлены по воспоминаниям З.Сытиной, жительницы Семипалатинска: «Памятен мне домик, где жил Достоевский в городе Семипалатинске. Он состоит из четырех комнат: первая маленькая комната была столовой, рядом спальня, налево из первой комнаты гостиная — большая угловая комната, а из гостиной налево дверь в кабинет. Меблированы комнаты были просто, но очень удобно: в гостиной диван, кресла и стулья были обиты тисненым дорогим ситцем, с красивыми букетами, перед диваном стоял стол, а возле кабинетной двери налево диванчик в виде французской буквы S и несколько маленьких столиков. У углового окна стояло кресло, на котором любил сидеть Федор Михайлович, и близ окна куст волкамерии в деревянной кадочке. На окнах и дверях висели занавеси; в остальных комнатах также было убрано мило, просто и уютно». В этот дом Достоевский переехал, вернувшись из Кузнецка, где он был обвенчан с Марией Исаевой.

Адрес: 490050, Семипалатинск, Достоевского ул., 117

Тел.: (+7 7222) 52-49-76

Дата открытия: 1971

kultura rf

vibori gubernatora

baner nezavis ocenka kachestv

 min ku RF  min ku NSO  LiBRARY.ru

CHentr Libnet  RBA  litres

Copyright (c) МКУК "Централизованная библиотечная система " г. Куйбышева 2012-2018 год. Все права защищены.
Designed by olwebdesign.com
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru