Detskaia biblioteka

blind2

Сценарии

«Христианский моралист»: сценарий к 195-летию писателя

Звучит полонез. Танец в исполнении девочек и мальчиков. На сцену выходят двое ведущих (1 ведущий - девочка, 2 ведущий - мальчик). Речь ведущих сопровождается инсценированием эпизодов произведений Ф.М.Достоевского и презентацией.

1 ведущий. Федор Михайлович Достоевский был вторым ребенком в большой семье. Пожалованный дворянством отставной штаб-лекарь Михаил Достоевский внушал своим детям: "Со смертью моей вы останетесь нищими и должны быть готовы сами пробивать себе дорогу". Но они об этом не задумывались, рыбачили, купались, играли в дикарей, в лошадки…

Но вскоре в беззаботное детство одна за другой ворвались трагедии: смерть матери, дуэль кумира семьи Пушкина, убийство отца… Он успел лишь определить сыновей в Петербургское военно-инженерное училище. По окончании его Федор попал в инженерный департамент, и на его практическую работу Николай I наложил резолюцию: "Какой дурак это чертил?"

2 ведущий. "Скверную кличку дал мне государь, а известно, иные клички держатся до могилы…"

1 ведущий. Достоевский ушел в отставку, хлебнул полуголодной жизни обитателей чердаков и взялся за перо.

"Бедные люди" привели Белинского в неописуемое волнение: "Да вы понимаете ль сами-то, что написали! - в слезах обнимал он юного автора, - Вы до самой сути дела дотронулись". Пафос "Бедных людей" заключается в том, что худшие, с точки зрения общества, последние люди оказываются духовно лучшими людьми этого общества. Впервые в литературе духовная жизнь обездоленных людей была раскрыта так правдиво и подробно, убедительно показана красота, высокая культура чувств. (монолог Вареньки Доброселовой из повести "Бедные люди"). Увы, уже после второй повести тот же Белинский махнул рукой: "Ну и надулись мы, друзья, с Достоевским". Объект оскорбительного внимания "коллег" замкнулся в себе, лишь однажды прорвалось негодование:

2 ведущий. "Дайте срок, я всех вас в грязь затопчу!"

1 ведущий. Достоевский вступил в кружок Петрашевского, был арестован, приговорен к расстрелу, который в последнюю минуту заменили гражданской казнью и ссылкой… В списке государственных преступников против фамилии "Достоевский" стояло: "28 лет, чернорабочий, грамоту знает".

2 ведущий. "О, Это большое для меня было счастье: Сибирь и каторга! Я там себя понял… Русского человека понял". "Я пил чай и ел иногда свой кусок говядины, и это меня спасало. Не курить табаку тоже нельзя было, ибо можно было задохнуться в такой духоте. От расстройства нервов у меня случалась падучая… Еще есть у меня ревматизм в ногах. Кроме этого я чувствую себя довольно здорово. Прибавь ко всем этим неприятностям почти невозможность иметь книгу, что достанешь, то читать украдкой, вечную вражду и ссору вокруг себя, брань, крик, шум, гам, всегда под конвоем, никогда один, и это четыре года без перемены, - право, можно простить, если скажешь, что было худо. Что сделалось с моей душой, с моими верованиями, с моим умом и сердцем в эти четыре года - не скажу тебе. Долго рассказывать. Но вечное сосредоточение в самом себе, куда я убегал от горькой действительности, принесло свои плоды".

1 ведущий. "Была чудная ночь, такая ночь, которая разве только и может быть тогда, когда мы молоды, любезный читатель. Небо было такое звездное, такое светлое небо, что, взглянув на него, любезный читатель, невольно нужно было спросить себя: неужели же могут жить под таким небом разные сердитые и капризные люди? Это тоже молодой вопрос, любезный читатель, очень молодой, но пошли его вам Господь чаще на душу!" Так непривычно и лирично пишет Достоевский на первой странице своей самой романтичной Петербургской повести "Белые ночи".

2 ведущий. "Есть, Настенька… в Петербурге довольно странные уголки. В эти места как будто не заглядывает то же солнце, которое светит для всех петербургских людей… В этих углах, милая Настенька, выживается как будто совсем другая жизнь, не похожая на ту, которая возле нас кипит, а такая, которая, может быть в тридесятом царстве, а не у нас, в наше серьезное-пресерьезное время… В этих углах проживают странные люди - мечтатели…" (Сцена "Жилец" из повести "Белые ночи").

1 ведущий. Самым крупным литературным явлением 60-х годов был, без сомнения, роман "Преступление и наказание". Он читался с величайшей жадностью, несмотря на силу внешнего интереса - рассказа об уголовном деле.

2 ведущий. "Могу ли я надеяться поместить в вашем журнале "Русский вестник" мою повесть? Это психологический отчет одного преступления. Действие современное, в нынешнем году. Молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению, и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шатости в понятиях поддавшись некоторым странным "недоконченным" идеям, которые носятся в воздухе, решился разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты…

(сцена "Признание Соне Раскольниковым" из романа "Преступление и наказание"). 2 ведущий. "Давно уже мучила меня одна мысль, но я боялся из нее сделать роман, потому что мысль слишком трудная и я к ней не приготовлен, хотя мысль вполне соблазнительная и я люблю ее. Идея эта - изобразить вполне прекрасного человека. Труднее этого, по-моему, быть ничего не может, в наше время особенно… Неужели фантастический мой "Идиот" не есть действительность, да еще самая обыденная! Да именно теперь-то и должны быть такие характеры в наших оторванных от земли слоях общества…" (Монолог Мышкина из романа "Идиот").

1 ведущий. Исключительное место в романе "Идиот" занимают женские персонажи, прежде всего Настасья Филипповна. Чувства и настроения Настасьи Филипповны проявляются с необычайной страстностью и эксцентрической крайностью. Мечта толкает ее к князю Мышкину, а самоуничижение - к Рогожину… (Сцена "Именины в доме Настасьи Филипповны").

1 ведущий. Семейное счастье Федор Михайлович не мыслил без детей и вот в возрасте 47 лет стал отцом… Сколько радости! А через три месяца - сколько горя… Он рыдал над остывающим телом Сонечки, покрывая бледное личико и ручки горячими поцелуями… Похороны дочери усугубили болезнь Достоевского. На улице он мог не ответить на поклон, мог о человеке, давно ему известном, спросить: кто это? Он знал, что может умереть в пять минут, и требовалась большая воля, чтобы не обращать внимания на дамоклов меч.

2 ведущий. "Бог посылает мне иногда минуты, в которые я совершенно спокоен, в эти минуты я люблю и нахожу, что другими любим, и в такие-то минуты я сложил в себе символ веры, в котором все для меня ясно и свято. Этот символ очень прост, вот он: верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, и не только нет, но с ревнивою любовью говорю себе, что и не может быть. Мало того, если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше оставаться с Христом, нежели с истиной".

1 ведущий. Большевики не простили Достоевскому того, что в революционном движении он увидел лишь анархию и бунтарство. Его издавали редко и неполно. Но и спустя полтора века горят его слова:

1 ведущий. "Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей". Вечер сопровождается музыкой Брамса и других композиторов.

Сценарий литературной гостиной, посвященный 195-летию Ф.М. Достоевского

Ведущий 1:
Спросите любого европейца или американца, имеющего хотя бы приблизительное представление о русской литературе, кто из наших писателей является выразителем национального духа, и они обязательно назовут Достоевского, который уже десятилетие разделяет первые места с Л.Н. Толстым и А.П. Чеховым среди наиболее читаемых за рубежом русских авторов. Да, проникновение в суть художника Достоевского - это попытка понять самих себя.

Ведущий 2:
Первым его произведением был роман в письмах "Бедные люди": "…глубоко разорвала мне сердце их грустная история", - признавался сам автор, рассказавший о любви нищего, стареющего титулярного советника, честного и чистого, к оскорбленной и грустной девушке-сироте.

Душевно чуток и благороден Макар Девушкин - бедный человек, но Человек. Это маленький человек в социальном смысле, но отнюдь не в нравственном. И письма, которые дышат искренней большой любовью, самоотверженностью, чувством человеческого достоинства, - яркое тому подтверждение. Сцена из "Бедных людей" Чтение письма Девушкина от 11 сентября. (Герои сидят в разных углах сцены за столами, пишут письма. На столах - свечи, письма, пяльцы.) Каждое письмо делится на части и читается поочередно героями по частям, что воспринимается как диалог.

Ведущий 2:
После "Бедных людей" Достоевский пишет об успехе своему брату Михаилу: "Все меня воспринимают как чудо"

Ведущий 1:
"Главный вопрос, которым я мучился сознательно и бессознательно всю мою жизнь, - существование Божие", - писал Достоевский на закате жизни. Сияющая личность Христа спасала Достоевского на каторге: "…нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа… если бы мне кто сказал, что Христос вне истины, то мне лучше бы хотелось оставаться с Христом, нежели с истиной". Христос Достоевского - это родственная любовь всех людей к общей их матери - природе, братская любовь всех людей друг к другу. Монолог Настеньки из сентиментального романа Достоевского "Белые ночи". ("Послушайте, зачем мы все не так как братья с братьями? … и если вы когда-нибудь полюбите, то дай вам бог счастья с нею!")

Ведущий 2:
Каторга не сломила Достоевского. Осторожный опыт научил его, обнаруживая противоречия характера, "полюсность души", забираться до самых потаенных глубин человеческого сердца, отыскивать и видеть свет там, где, казалось бы, царит кромешная тьма. Именно на каторге Достоевский узнал "народ русский и так хорошо, как, может, не многие знают его". Непомерные физические и нравственные перегрузки в годы каторги не уничтожили Достоевского, благодаря неистребимому желанию "быть человеком среди людей", неистребимому желанию "разгадывать тайну человека ". Исполняется танец под музыку (П.И.Чайковского, 6 симфония, финал): двое в черном, двое - в белом. Композиция передает смысл четверостиший: Черные, темные тени …
Белая, светлая грань …
К земле пригибают колени.
К солнцу тянется длань.
(Попкова Т.И.)
Эти слова, отражающие "полюсность" человеческой души, звучат в начале танца.
После танца звучит тютчевское четверостишие:
Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует…
Он к свету рвется из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует.
(Тютчев, "Наш век", 1851г)

Ведущий 2: Возвращение Достоевского из Сибири в Россию ознаменовалось завершением комической истории сватовства, повести "Дядюшкин сон". Сватовство старого князя к молодой уездной красавице Зиночке устраивает мать Зиночки - "Наполеон в юбке ". Она быстро смекнула, что "князь вполовину умерший и поддельный, вероятно, скоро и весь умрет", а имение его никуда не денется. Ловкий интриган Мозгляков внушает своему молодящемуся дядюшке, что его сватовство - всего лишь сон. Сцена "Неудавшееся сватовство". Гл.13 от слов "Ах, боже мой! Вот и князь!"
(дамы закричали) до реплики Марьи Александровны: "Господи помилуй!" Все дамы её окружили и сочувствуют.

Ведущий 1:
"Записки из мертвого дома", "Записки из подполья", романы "Униженные и оскорбленные", "Подросток" - следующие произведения Ф.М. Достоевского, в которых он прослеживает уничтоженные веры в общие правила, когда "нет ничего святого". Безудержная жажда самоутверждения поразила сознание и душу современного человека, сделала его палачом. Духовный кризис человека в обществе отразился в тютчевских строчках:
О, этот Юг, о, эта Ницца!
О, как их блеск меня тревожит!
Жизнь, как подстреленная птица,
Подняться хочет - и не может…
Нет ни полета, ни размаху;
Висят поломанные крылья,
И вся она, прижавшись к праху,
Дрожит от боли и бессилья…
1864г.

Ведущий 2:
Как исповедь героя, в которой бы раскрывалась борьба двух начал - добра и зла - в сердце человеческом, замыслил Достоевский "Преступление и наказание". Но рамки предполагаемой повести оказались тесны для выявления художественной идеи произведения, и Достоевский сжег уже почти завершенную повесть и взялся за роман. Сцена: Соня и Раскольников из ч.5, гл. 4, (текст сокращен до 10 мин.)

Ведущий 2:
Не менее сильна сцена - встреча Раскольникова со Свидригайловым. Того и другого мучает совесть, тот и другой догадывается о преступлении каждого, и каждому кажется, что тот, другой, удивительно спокоен. Сцена: Раскольников и Свидригайлов из ч.4, гл.1.(текст сокращен, время действия - 8 мин.)

Ведущий 1:
О новом романе "Идиот" Достоевский писал: "Главная мысль... - изобразить положительного прекрасного человека… это задача безмерная… Прекрасное есть идеал, а идеал ни нами, ни цивилизованной Европой еще далеко не выработался". Князь Мышкин, князь Христос, ценой большой душевной работы стремится приблизиться к сияющему идеалу.
Сцена из "Идиота", ч.4, гл.8 Диалог Аглаи Ивановны и Настасьи Филипповны со слов: "Вы конечно, знаете, зачем я вас приглашала…", заканчивая словами Н.Ф.: "Мой! Мой!"

Ведущий 2:
В июне 1880 г. Слава писателя достигла апогея. На вечере в зале московского дворянского собрания в честь открытия народного памятника А.С. Пушкину на Тверском бульваре он произнес свою знаменитую "Пушкинскую речь".
Чтение отрывка из "Пушкинской речи".

Ведущий 2:
Брошенное из толпы после того, как Достоевский закончил "Пушкинскую речь", "Пророк! Пророк!" прочно вошло в сознание миллионов его читателей. Чтение стихотворения Пушкина "Пророк".

Ведущий 1:
Символично, что Лев Толстой, менее, чем кто-либо, склонный к благоговению перед авторитетами, уходя из Ясной Поляны "в мир", оставив все и навсегда, взял с собой в свой, как оказалось, последний путь две книги: Библию и итоговый роман Достоевского "Братья Карамазовы". История семьи Карамазовых - это символ вселенской, всечеловеческой судьбы. Отец братьев - развратник Федор Павлович - носитель первородного греха, "жесткого сладострастия", его постоянно тянет наплевать в святом месте. Вместо искупления в романе мы видим преступление. Общая атмосфера взаимной ненависти и ожесточения породила его. Каждый здесь стремится превратить окружающих в "подножие", в пьедестал для своего эгоистического "я". Сцена из "Братьев Карамазовых", книга 3, гл. 10. "Обе вместе" (Грушенька и Екатерина Ивановна).

Ведущий 2:
Рано утром 28 января 1881г. Ф.М. разбудил жену со словами: "Знаешь, Аня, я уже часа три как не сплю и все думаю, и только теперь осознал, что я сегодня умру", - просил прочесть Евангелие, то самое, подаренное Натальей Дмитриевной Фонвизиной в Тобольске, открылась третья глава от Матфея… И вспомнилось ему, как познакомился он с Анной Григорьевной.

Ведущий 2:
Достоевский позвал детей и "говорил с ними о том, как они должны жить после него, как должны любить мать, любить честность и труд, любить бедных и помогать им". Вечером того же дня его не стало. Финал: звучит 6 симфония Чайковского, "герои Достоевского" идут с зажженными свечами к портрету Достоевского, устанавливают их у портрета.

Встреча с Достоевским: сценарий к 195-летию писателя

Действующие лица
Ведущие, чтецы.
Тень Достоевского.
Духи.
Иван Петрович, рассказчик.
Николай Сергеевич Ихменев, мелкопоместный дворянин.
Наташа Ихменева, его дочь.
Старик Смит.
Нелли, его внучка.
Место действия - Петербург.
Время действия - сороковые годы 19 столетия.
В Прологе и Эпилоге действие происходит в наше время в одной из школ.

Пролог
Актовый зал школ. На заднем плане портрет Достоевского, юбилейная дата -175. Импровизированная книга больших размеров "Униженные и оскорбленные". Фортепьяно. На нем стоят зажженные свечи. В оформлении преобладают классические цвета: черный, белый, красный.

Первый ведущий. (Поднимается на сцену с книгой "Униженные и оскорбленные", садится в кресло и внимательно читает строки из романа). Но боже, как она прекрасна! Никогда, ни прежде, ни после, не видал я ее такою, как в этот роковой день. Та ли, та ли это Наташа, которая, еще только год назад, не спускала с меня глаз. Та ли это Наташа, которая там, в той комнате, наклонив головку и вся загоревшись румянцем, сказала мне: да. Раздался густой звук колокола, призывавшего к вечерне. (Звучат колокольные звоны) Она вздрогнула (Последние слова читает на фоне колокольного звона). (Встает. Обращается к зрителям). Вы знакомы с Достоевским? Вы читали его книги? Смотрите, смотрите... (показывает вдаль) он там. Я вижу его глаза - темные-темные. Они черны от страданий. Это Достоевский. (Гаснет свет. Появляется тень Достоевского).

Тень Достоевского. Да! Я Достоевский, Федор Михайлович. Родился в Москве, на улице Божедомка. Печальное зрелище представляет этот уголок. Рядом кладбище, где обрели свой последний покой бродяги, преступники, самоубийцы.

Призраки....убийцы, убийцы, убийцы...
Тень Достоевского Я прошел через страдания, боль и унижения...
Призраки ...унижения, снижения, унижения...
Первый ведущий Вот он... Вот он сидит, положив ногу на ногу, нервно замкнул руки на колене, задумался глубоко, тяжко и страшно. В это время он пишет роман "Униженные и оскорбленные". Достоевского знает весь мир.
Действие 1
Петербург. Набережная.

Второй ведущий. Уважаемые зрители! Мы приглашаем вас в Петербург Достоевского. Город контрастов, город богатства и нищеты. Вы увидите несколько фрагментов из романа "Униженные и оскорбленные". (Открывает книгу). Две сюжетные линии представлены в нем. Первая - история семьи Ихменевых. Наташа, влюбившись в сына князя Валковского - Алешу, и, не получив родительского благословления, уходит к нему из дома. И за это ее проклинает отец. Однако, ветреный и легкомысленный Алеша влюбляется в богатую дочь Катю и женится на ней.

Третий ведущий. Унижен и оскорблен отец Наташи - Николай Сергеевич. Для него уход дочери - позор. Не меньше страдает и мать. Тяжелей всех Наташе. Во имя глубокого чувства к Алеше девушка забывает о всех своих прежних привязанностях. Любовь Наташи - это самопожертвование. Повествование ведется от лица писателя Ивана Петровича. Знакомьтесь, Иван Петрович!

Явление 1.
Иван Петрович. (Первый чтец выходит на сцену). Родился я не здесь, а далеко отсюда. Должно полагать, что родители мои были хорошие люди, но оставили меня сиротой еще в детстве, и вырос я в доме Николая Сергеевича Ихменева, мелкопоместного помещика, который принял меня из жалости. Детей у него была одна только дочь, Наташа, ребенок тремя годами моложе меня. Мы росли с ней как брат с сестрой. (С умилением) О мое милое детство! Как глупо тосковать и жалеть о тебе на двадцать пятом году жизни и, умирая, вспомянуть только об одном тебе с восторгом и благодарностью. Тогда на небе было такое ясное, такое непетербургское солнце и так резво и весело бились наши маленькие сердца. Тогда кругом были поля и леса, а не груды мертвых камней, как теперь. Что за чудный был сад и парк в Васильевском. В тот сад мы с Наташей ходили гулять, а за садом был большой сырой лес, где мы дети оба раз заблудились... Золотое, прекрасное время! (Мечтательно). Мы с Наташей на берегу, держась за руки, с боязливым любопытством заглядывали вглубь и ждали, что вот-вот выйдет кто-нибудь к нам или откликнется из тумана с овражьего дна и нянины сказки окажутся настоящей, законной правдой. Сейчас вы увидите и Наташу и узнаете о том. кто погубил ее, кто разбил мое счастье.

Явление II. Самопожертвование. Набережная, Иван Петрович сидит на скамейке.
Иван Петрович . (рассказывает зрителям). Она шла молча, потупив голову и не смотря на меня. Наташа. (шепотом). Душно. Сердце теснит... Душно!
Иван Петрович. (Быстро поднимается со скамейки). Воротись, Наташа!
Наташа . (С тоской). Неужели ты не видишь, Ваня, что я вышла совсем, ушла от них и никогда не возвращусь назад. Иван Петрович. (К зрителям). Сердце упало во мне. Все это я предчувствовал, еще идя к ним. Но теперь слова ее поразили меня как гром. Наташа. Ты винишь меня, Ваня?
Иван Петрович. Нет, но... но я не верю; ведь этого быть не может!
Наташа. Нет, Ваня, это уже есть! Я ушла от родителей и не знаю, что с ними будет... Не знаю, что будет со мною! Иван Петрович. Ты к нему, Наташа? Да?
Наташа. Да.
Иван Петрович. Но это невозможно. Наташа! Бедная ты моя! Ведь это безумие. Ведь ты их убьешь и себя погубишь. Знаешь ли ты это, Наташа! Наташа. Знаю, (с отчаянием) но что же мне делать, не моя воля.
Иван Петрович. (Пытается задержать ее.) Воротись, воротись, пока не поздно. (Умоляя.) Понимаешь ли ты, Наташа, что ты сделаешь с отцом. Ведь это убьет его сразу! Стыд! Позор и от кого же7 Ведь ты его дочь, его единственное, бесценное дитя! А мать! Опомнись. Неужели же ты так его полюбила? (Наташа опускается на колени, закрыв лицо руками, плачет). Иван Петрович. Да разве князь про вашу любовь знает?
Наташа. Знает, все знает.
Иван Петрович. Да ему кто сказал?
Наташа. Алеша же все и рассказал!
Иван Петрович. Господи! Что же у вас происходит?
Наташа. Не вини его, Ваня! Его судить нельзя. Он ребенок: его и воспитали не так. Разве он понимает, что делает? Я уж решилась: если я не буду при нем всегда, постоянно, каждое мгновение он разлюбит меня, забудет и бросит. Уж он такой, его всякая другая за собой увлечь может. А что же я тогда буду делать? Я тогда умру. Да что умереть! А вот каково жить-то мне без него? Иван Петрович. Измучает он тебя, да и ты его тоже. Слишком уж любишь ты его, Наташа, слишком. Не понимаю я такой любви! Наташа. Да, люблю, люблю, как сумасшедшая!
Иван Петрович. Нет, это какой-то чад, Наташа. Что ж ты теперь прямо к нему?
Наташа. Нет! Он обещался сюда прийти.
Иван Петрович. И его еще нет. (Возмущенно). И ты первая пришла.
Наташа. Он, может быть, и совсем не придет. (Она крепко стиснула руку Ивана Петровича.)
Иван Петрович. (Весь подавшись вперед. закричал). Вот он!
Наташа. А-ле-ша! (Бросилась бежать навстречу).
Иван Петрович. (Зрителям). Через минуту она уже оказалась в его объятиях. Краска залила ее бледные щеки. Наташа смеялась и плакала. (Звучит «Вечерний звон»)
Третий ведущий. (Переворачивает страницу книги). Униженная и оскорбленная в своих лучших чувствах, Наташа возвращается к своим бедным родителям. Отец после долгих и мучительных колебаний прощает ее. Явление III. Прощение.
Комната в доме Ихменевых. Дверь справа. Посредине кресло.
Николай Сергеевич. Наташа, где моя Наташа! Где она? Где дочь моя! Отдайте мне мою Наташу. (Бросается к двери). Где? Где она? (Вбегает двери). Где? Где она? (Вбегает Наташа. Николай Сергеевич несет ее на руках в кресло, падает перед ней на колени). Николай Сергеевич. Друг мой! Жизнь моя! Радость моя! Дитя мое!
Наташа. Встаньте, папаша, встаньте же.
Николай Сергеевич. Нет, Наташа, мне надо у твоих ног лежать до тех пор, пока ты не простишь меня. Я отверг тебя. Я проклинал тебя. Что же ты не шла ко мне? Ведь ты знала, как я принял бы тебя! О, Наташа, ведь ты помнишь, как я прежде тебя любил. Я бы душу из себя вынул, сердце свое к ногам твоим положил бы! Да ведь я ... слушай, Наташа: да ведь я часто к тебе ходил, и мать не знала, и никто не знал; то под окнами у тебя стою. Слышало ли твое сердечко, что я тут под окном? А сколько раз зимой ночью на твою лестницу подымусь, прислушиваюсь: не услышу ли твоего голоска? Не засмеешься ли ты? (Он встал, приподнял ее из кресла, крепко прижал к груди). Она здесь опять, у моего сердца! О, благодарю тебя, боже, за все, и за гнев твой, и за милость твою. (К зрителям, взявшись за руки). О! Пусть мы униженные и оскорбленные, но мы опять вместе. Пусть бросят в нас камень! Не бойся, Наташа. Мы пойдем рука в руку, и я скажу им: это моя дорогая, это возлюбленная дочь моя, это безгрешная дочь моя! Действие II.
Актовый зал школы.
Первый ведущий. Но не эта сюжетная линия «Униженных и оскорбленных» главное достижение Достоевского - реалиста. Ее перекрывает другая, получившая завершение в эпилоге - история Нелли и всего семейства Смитов. Старик Смит со своей собакой Азоркой, судьба которой была «какими-то таинственными, неведомыми путями соединена с судьбою ее хозяина». Мать Нелли, отвергнутая отцом, просящая милостыню на улицах Петербурга и умершая в сыром подвале. И, наконец, сама Нелли, несчастная, брошенная всеми. (Переворачивает страницу книги).

Явление I. Смерть Смита.
(выходит II чтец).
Второй чтец. Старик засуетился еще больше прежнего, нагнулся поднять свой платок, старый, дырявый синий платок, выпавший из шляпы, и стал кликать свою собаку, которая лежала не шевелясь на полу, и, по-видимому, крепко спала, заслонив свою морду обеими лапами. Азорка, Азорка!, - прошамкал он дрожащим, старческим голосом, - Азорка! Азорка не шевельнулся. Азорка! Азорка!, - тоскливо повторял старик и пошевелил собаку палкой, но та оставалась в прежнем положении. Палка выпала из его рук. Он нагнулся, стал на оба колена и обеими руками приподнял морду Азорки. Бедный Азорка! Он был мертв. Он умер неслышно, у ног своего господина, может быть от старости, а может быть, и от голода. Старик с минуту глядел на него, как пораженный, как будто не понимая, что Азорка уже умер; потом тихо склонился к бывшему слуге и другу и прижал свое бледное лицо к его мертвой морде. Прошла минута молчанья. Все мы были тронуты... Наконец, бедняк приподнялся. Он был очень бледен и дрожал, как в лихорадочном ознобе. Подали коньяк. Старик машинально взял рюмку, но руки его тряслись, и, прежде чем он донес ее к губам, он расплескал половину и, не выпив ни капли, поставил ее обратно на поднос. Затем, улыбнувшись какой-то странной, совершенно не подходящей к делу улыбкой, ускоренным, нервным шагом вышел из кондитерской, оставив на месте Азорку. Все стояли в изумлении.

Второй ведущий. Большое художественное достижение Достоевского - реалиста - образ Нелли. Она прошла через муки ада, ее бунт полон трагизма.

Явление II. Смерть Нелли.
(Выходит I чтец).
Первый чтец.- Ваня, - сказала она едва слышным голосом, потому что была уже очень слаба, - я скоро умру. Очень скоро, и хочу тебе сказать, чтоб ты меня помнил. На память я тебе оставлю вот это (и она показала мне большую ладанку, которая висела у нее на груди вместе с крестом). Это мне мамаша оставила, умирая. Так вот, когда я умру, ты и сними эту ладанку, возьми себе и прочти что в ней есть. Я и всем им сегодня скажу, чтоб они одному тебе отдали ладанку. И когда ты прочтешь, что в ней написано, то поди к нему и скажи, что умирая, его я не простила. Скажи ему тоже, что я Евангелие недавно читала. Там сказано: прощайте всем врагам своим. Ну так я это читала, а его все-таки не простила, потому что когда мамаша умирала и еще могла говорить, то последнее, что она сказала, было: ?Проклинаю его!, ну так и я его проклинаю, не за себя, а за мамашу проклинаю... Говоря это, Нелли побледнела, глаза ее сверкали и сердце начало стучать так сильно, что она опустилась на подушки и минуты две не могла проговорить слова. - Позови их, Ваня, - сказала она, наконец, слабым голосом, - я хочу с ними со всеми проститься. Прощай, Ваня!... Через два дня она умерла. Помню, как старик убирал ее гробик цветами и с отчаянием смотрел на ее исхудалое мертвое личико, на ее мертвую улыбку, на руки ее, сложенные крестом на груди. Он плакал над ней. Анна Андреевна сама отдала мне ладанку, которую сняла с ее груди. В этой ладанке было письмо матери Нелли к князю. Я прочитал его в день смерти Нелли. Она обращалась к князю с проклятьем, говорила, что не может простить ему. Если вы не отвергните Нелли, то, может быть, там я прощу вас, и в день суда сама стану перед престолом божьим и буду умолять судию простить вам грехи ваши. Нелли знает содержание письма моего. Но Нелли не исполнила завещания: она знала все, но не пошла к князю и умерла непримиренная.

Второй ведущий. Таким образом, изображая судьбу Наташи Ихменевой и Нелли, Достоевский дает как бы два ответа на вопрос о страдающей личности, с одной стороны - просветленное смирение, а с другой - непримиренное проклятие всему несправедливому миру. Прочитайте роман "Униженные и оскорбленные", и вы убедитесь в этом сами. А кого-то Достоевский оставит на распутье (закрывает книгу).

Эпилог.
(Ведущий проходит по сцене). Первым психологом мировой литературы назвал Достоевского Томас Манн. (Гаснет свет. Темно. Появляется тень Достоевского.) Тень. Талант мой называют жестоким.
Духи. ...оким, оким, оким...
Тень. А разве это – не жестоко..?
Духи. ... око, око, око...
Тень. ... когда людям идти некуда.
Духи. ...некуда, некуда, некуда...
Тень. Не вините их. Я завещал каждому грешнику: «Поди на перекресток, поклонись народу, поцелуй землю, потому что ты перед ней согрешил» (колокольный звон).

kultura rf

baner nezavis ocenka kachestv

banerooh

 min ku RF  min ku NSO  LiBRARY.ru

CHentr Libnet  RBA  litres

Copyright (c) МКУК "Централизованная библиотечная система " г. Куйбышева 2012-2018 год. Все права защищены.
Designed by olwebdesign.com
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru