Detskaia biblioteka

blind2

Ренессанс в изобразительном искусстве

Особый тип миропонимания ренессансного человека XX в. проявился не только в литературе, но и в искусстве. Особенно тесно с символизмом оказались художники кружка «Мир искусства». В декоративно-прикладной области искания «Мира искусства» имели две тенденции. Одна из них шла из Абрамцева, имения С. Мамонтова, где в 80-гг. многие художники работали над возрождением русской старины. Аналогичные работы велись в имении княгини М. Тенишевой (Талашкино, Смоленской губернии). Другая тенденция представляла собой поиски современного стиля- модерн. И в рамках этого стиля зарождался конструктивизм.

В 1906г. кружок друзей сплачивается, чтобы провести в жизнь одну из своих старых идей- прославить русское искусство на Западе. И С.П. Дягилев находит применение своему таланту организатора. Он устраивает  в Париже выставку «Два века русской живописи и скульптуры», где наряду с художниками XVIII в. были также широко представлены самые значительные мастера конца XIX-начала XX в. Так начиналось покорение Парижа-сердца культурной жизни Европы- русским искусством.

Во втором десятилетии XX в. появились многие художественные группировки. В 1910г. в Москве, в помещении литературно-художественного кружка на Б. Дмитровке была открыта выставка «Бубновый валет», в которой приняли участие П. Кончаловский,  М. Ларионов, Н. Гончарова, А. Лентулов, Р. Фальк- левые представители изобразительного искусства. Ларионовым были организованы специальные выставки- «Ослиный хвост», «Мишень». В 1913г. он издает книгу «Лучизм»- манифест абстрактного искусства. В эти же года работают первые подлинные зачинатели абстракционизма: В. Кандинский, К. Малевич, В. Татлин. Ими созданы направления, получившие широкое распространение в истории зарубежного искусства 20-30 гг. XXв.: абстракционизм (П. Кандинский), супрематизм (К. Малевич), конструктивизм (В. Татлин).

Конец XIX-начало XX вв. Отмечается появлением новых архитектурных стилей: модерна, новорусского стиля, неоклассицизма. Архитектурную истину зодчие видели в органической связи между строительным материалом, конструкцией и формой. Здесь также сказывается тенденция к синтезу искусств: в архитектуру вводятся элементы живописи, скульптуры.

Подобно архитектуре скульптура рубежа веков освобождалась от эклектизма. Обновление художественно-образной системы связано с влиянием импрессионизма. Первым последовательным представителем этого направления был П.П. Трубецкой (1866--1938), сложившийся как мастер в Италии, где прошли его детство и юность. Уже в первых русских работах скульптора (портрет И. И. Левитана и бюст Л.Н. Толстого, оба 1899, бронза) проявились черты нового метода -- «взрыхленность», бугристость фактуры, динамичность форм, пронизанной воздухом и светом.

Самое замечательное произведение Трубецкого -- памятник Александру III в Петербурге (1909, бронза). Гротескное, почти сатирическое изображение императора-реакционера выполнено как антитеза знаменитому монументу Фальконе (Медному всаднику): вместо гордого всадника, легко обуздавшего вздыбленного коня -- «толстозадый солдафон» (Репин) на грузной, пятящейся назад лошади. Отказавшись от импрессионистической моделировки поверхности, Трубецкой усилил общее впечатление давящей грубой силы.

По-своему чужд монументальному пафосу и замечательный памятник Гоголю в Москве (1909) скульптора Н.А. Андреева (1873-- 1932), тонко передающий трагедию великого писателя, «усталость сердца», столь созвучную эпохе. Гоголь запечатлен в минуту сосредоточенности, глубокого раздумья с налетом меланхолической угрюмости.

Самобытная трактовка импрессионизма присуща творчеству А.С. Голубкиной (1864--1927), переработавшей принцип изображения явлений в движении в идею пробуждения человеческого духа («Идущий», 1903; «Сидящий человек», 1912, ГРМ). Женские образы, созданные скульптором, отмечены чувством сострадания к людям, усталым, но не сломленным жизненными испытаниями («Изергиль», 1904; «Старая», 1911 и др.).

Импрессионизм мало затронул творчество С. Т. Коненкова (1874--1971), отличавшееся стилистическим и жанровым многообразием (аллегорический «Самсон, разрывающий узы», 1902; психологический портрет «Рабочий-боевик 1905 г. Иван Чуркин», 1906, мрамор; галерея обобщенно-символических образов на темы греческой мифологии и русского фольклора -- «Нике», 1906, мрамор; «Стрибог», 1910; фантастичны и одновременно пугающе реальны фигуры убогих странников -- «Нищая братия», 1917, дерево, ГТГ).

3

kultura rf

baner nezavis ocenka kachestv

 min ku RF  min ku NSO  LiBRARY.ru

CHentr Libnet  RBA  litres

Copyright (c) МКУК "Централизованная библиотечная система " г. Куйбышева 2012-2018 год. Все права защищены.
Designed by olwebdesign.com
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru