Соцопрос «Октябрь 1917 г.- уже не великий?»

Проблема

В 2017 г. в России большая знаменательная дата – 100-летие Октябрьской Социалистической революции. Но для кого-то это праздник, и они считают октябрьские события поворотным моментом в истории всего человечества, а есть и такие силы в современной России, которым этот юбилей не нужен,т.к. Октябрь принес много вреда. Одним словом, общий взгляд на эти события невозможен. А что думают по поводу Великого Октября читатели централизованной библиотечной системы г. Куйбышева? В связи с данной проблемой центральная библиотека и решила провести небольшое исследование.

Цель- определить уровень исторических компетенций и восприятия населения г. Куйбышева к революционному опыту прошлого России 1917 г.

Задачи:

-выявить насколько респонденты знают летопись своих семей в контексте истории государства данного периода;

- дать возможность самим читателям анализировать и делать собственные выводы  в установлении правдивой исторической памяти для будущих поколений;

- выявить умение анализировать опыт прошлого на текущих событиях;

-наметить стратегию деятельности библиотеки в повышении интереса к историческим знаниям и в сохранении исторической памяти о городе для формирования связи поколений

Объект исследования: читатели МКУК «ЦБС»

Обследуемая совокупность: реальные читатели центральной библиотеки и городских библиотек- филиалов

Выборочная совокупность: 52 единицы анализа

Предмет исследования: период истории Октябрьской Социалистической революции в России и ее последствий сегодня.

Логический анализ понятий

1.Структурная операционализация

- Россия;

- Великая Октябрьская Социалистическая революция как исторический факт;

- разнообразие взглядов и мнений;

- историческая память

2. Факторная операционализация

- идеологический фактор;

-временной фактор;

- семейный фактор;

- условия для развития патриотизма;

- роль духовной культуры

Гипотезы:

- разнообразие мнений приводит к интерпретации истории;

- люди старшего поколения в большей степени выступают за пользу Октября 1917г.;

- молодежь относиться спокойно к данному историческому событию и многие не знают историю своей семьи;

- возрождение религии

Анкета

Октябрьскую революцию более 70 лет иначе как «великой» не именовали. А что думают об этом люди сейчас, когда и мифы развенчаны, и прошлое непонятно и будущее не совсем оптимистично? Уважаемый читатель,  в канун 100-летия Октябрьской Социалистической революции методический отдел просит Вас принять участие в небольшом исследовании «Октябрь 1917г.- уже не великий?», результаты которого помогут:

- выявить насколько события октября 1917г. сказались не только на истории государства, но и на жизни Вашей семьи;

- наметить стратегию деятельности библиотеки в повышении интереса к историческим знаниям и в сохранении исторической памяти о городе для формирования связи поколений

Обозначьте, пожалуйста, тот вариант, который соответствует Вашему мнению

Благодарим за ответы

1. Что на Ваш взгляд принес коммунистический эксперимент?

А) больше пользы

Б) больше вреда

В) все поровну

Г) затрудняюсь

 2. Есть ли в Вашей семье предки, которые поддерживали?

А) красных

Б) белых

В) затрудняюсь

3. Есть ли в Вашей семье предки, которые пострадали?

 А) от террора «красных», включая сталинские репрессии и раскулачивание

 Б) от террора «белых»

 В) получил перспективы на будущее

Г) затрудняюсь

4.  Кто совершил Великую Октябрьскую революцию?

А) партия большевиков

Б) рабочие и крестьяне (весь народ)

В) «германский заговор»

Г) затрудняюсь

5. В каких событиях истории России Вы видите источник национальной гордости?

А) октябрь 1917 г.

Б) отмена крепостного права

В) горбачевская перестройка

Г) победа в Великой Отечественной войне

Д) затрудняюсь

6. Какие уроки мы должны на Ваш взгляд извлечь из опыта Октября

А) Россия должна идти своим путем, а не копировать западную цивилизацию

Б) реформы общества должны быть с экономики, а не с политической системы

В) во главе страны должна стоять ее сильная личность («хозяин»)

Г) нельзя менять жизнь методом революционного рывка - преобразования должны       идти        постепенно

д) нельзя жить без веры в Бога

е) опасность чрезмерной концентрации власти в одних руках

ж) затрудняюсь

 7. Укажите Ваш возраст

Аналитический отчет

Участвовало 52 человека разных возрастных групп, из них 23-молодежи

На первый вопрос «Что на Ваш взгляд принес коммунистический эксперимент?» большинство (40%) выбрали обтекаемый ответ-поровну. 33% считают, что только пользу, и это в основном люди  пожилого возраста. 15% видят в Октябрьской революции  только вред. 12 % затруднились ответить.

При ответе на вопрос о предках, которые поддерживали либо «красных» либо «белых», выяснилось, что одна половина была за «красных» (46%), вторая половина, куда вошла молодежь (44%), затруднилась при ответе. А вот потомки «белых» в явном меньшинстве - их всего 15 %. У 6 %  в семье есть и «красные» и «белые».

Но опять же у 44% предки пострадали от террора «красных», сталинских репрессий и раскулачивания, в то время как террор «белых» претерпели предки у 4%-х опрошенных. Большая часть (44%) затруднились ответить (это опять же в большей степени молодежная аудитория). У 2-х % опрошенных  родственникам удалось избежать террора. И всего только 6% горды тем, что в их семьях после революции были большие перспективы на будущее.  Такие данные были получены при ответе на вопрос «Есть ли в Вашей семье предки,  которые пострадали от террора…?».

Следующий вопрос касался исторической компетенции «Кто совершил Великую Октябрьскую революцию?». И самый популярный ответ (67%)- партия большевиков; версия «рабочие и крестьяне» имеет в сумме 21%; в теорию «германского заговора не верит никто; затруднение при ответе составило 13 %.

Исследование показало, что всего лишь 10%  в событиях 1917 г. видят источник национальной гордости. Примерно столько же (13 %) ставят государству в заслугу отмену крепостного права царем Александром II. Проигнорировали все опрошенные горбачёвскую перестройку. Зато искренне опрошенные гордятся совсем другим свершением своего народа – победой в Великой Отечественной войне (об этом сказали 94 %).

Какие уроки мы должны извлечь из опыта Октября? По мнению 58 % опрошенной выборки, главный вывод- Россия должна идти своим путем, а не копировать западную цивилизацию. 27 % считают ,что мы должны научиться начинать реформы с экономики, а не с политической системы. Нельзя, сказали 21 % опрошенных, менять жизнь методом революционного рывка, и преобразования должны идти постепенно. Процветать будет страна, если во главе ее станет сильная личность («хозяин»), по мнению 17 %. Нельзя жить без веры в Бога указывает каждый седьмой опрошенный (13%). Всего 4 % памятуют уроки прошлого и предостерегают от чрезмерной концентрации власти в одних руках. Остальные 13 % спрятались за спасительное «затрудняюсь».

Выводы:

Исследование показало:

1.  В основном молодежь плохо знает историю своего государства, а старшее же поколение предпочитает умалчивать, что было на самом деле, поэтому большой процент затрудняется при ответах либо не в курсе.

2. Разнообразие оценок  у респондентов на октябрьские события.

3.  «Слава Октябрю»- лозунг не сегодняшнего дня, и 100-летие октябрьского переворота только открывает галерею трудных образов прошлого.

4 Временной фактор влияет на историческую память.

5. Печален тот факт, что многие, в. т.ч. половина опрошенной молодежной аудитории, не знают семейную летопись, в то время как семья в первую очередь должна сохранять память об исторических событиях и передавать ее из поколения в поколение.

6. Россию невозможно «втиснуть» в рамки западной цивилизации – у нее другие ценности и свой путь.

7. Россия- это особая страна с ее многонациональностью и громадностью территории, при которых существует всегда риск бунта и разбалансировки, поэтому каждый четвертый обследуемый этот урок актуализировал на сегодняшний день и выступил  против революции.

8. К сожалению, итог долгих лет торжества атеизма о том, что нельзя жить без веры, в новых условиях не совсем еще осознан, проблемы духовности  все равно существуют.

Перспективы:

1. Проведение  для молодежи мероприятий разных форм, имеющих характер стимулирования интереса к данной теме (конференция, дискуссионная площадка, историческая печа-куча, разговор по кругу, проблемная лекция, игра-историческая интуиция, игра-синквейн, квест-сити, урок-суд и др ),

2. Необходимы популяризация в библиотеке мемуарной литературы и документального романа о том времени,  что может изменить историческое сознание человека (И. Бунин, К. Паустовский, Л. Юзефович, М. Горький и др.)