Detskaia biblioteka

blind2

Живописное наследие

 

Художественное наследство Лермонтова по своему объему не особенно велико. Однако и то, что дошло до нас, дает возможность составить достаточно полное представление об этой стороне его деятельности: 13 картин, исполненных маслом, 51 акварель, 50 рисунков на отдельных листах, два альбома  (один, относящийся ко времени пребывания поэта в юнкерской школе, содержащий около 200 рисунков, и другой, относящийся к 1840—1841 гг., в котором имеется среди вписанных в него стихотворений около 20 рисунков и набросков, отображающих его боевую жизнь на Кавказе в 1840 г. и светскую жизнь 1840—1841 гг.), наконец, около 70 зарисовок, находящихся в рукописях поэта.

 

Все же можно с полной уверенностью утверждать, что живописное и графическое наследство Лермонтова дошло до нас далеко не в полном объеме. Укажем, например, что из 13 нарисованных Лермонтовым, по словам А. И. Арнольди, за время его пребывания в Новгороде в 1833 г. картин маслом до нас дошли только две:

«Черкес»

1

и «Воспоминание о Кавказе»

2

 Из коллекций рисунков, изображавших кавказские виды и подаренных поэтом своему учителю рисования П. Е. Заболотскому, уцелело всего три.

Изучение живописного наследства Лермонтова помогает нам уяснить, какую значительную роль играли занятия живописью в формировании его литературного таланта.

Зрительные восприятия природы, образы, навеянные сказками, чтением книг, складывались у ребенка в определенные живописные картины, и наоборот, — острый глаз художника и уверенная рука мастера помогали впоследствии в литературном произведении, в стихах или прозе, отлить в чеканные формы образы, подмеченные в природе или в окружающей обстановке.

3

Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби

Небезынтересно отметить то обстоятельство, что, характеризуя отдельные элементы поэтического стиля Лермонтова, исследователи обращаются часто к понятиям, заимствованным из области изобразительного искусства.

Так, Иннокентий Анненский писал: «Лермонтов любил краски... поэт любит розовый закат, белое облако, синее небо, лиловые степи, голубые глаза и золотистые волосы».

4

Тифлис

С. Родзевич(украинский лермонтовед), отмечая отсутствие в юношеской лирике Лермонтова до 1830 г. следов «живописности», говорит, что, «начиная с 1830 г. мы найдем в стихотворениях Лермонтова целый ряд таких набросков природы, где чувствуется желание создать известное настроение, вызвав у читателя красочные представления».

Пристрастие Лермонтова к красочным эпитетам Родзевич объясняет не только знакомством с теорией «pittoresque», но и врожденным живописным талантом. Так, Родзевич пишет о рукописном романе «Вадим», что это — «пестрый узор, вышитый по заимствованной канве. Но как в отдельных штрихах страницы рукописи чувствуется талант рисовальщика, так и в отдельных красках этого пестрого узора виден уже будущий великий поэт, автор „Героя нашего времени“».

5

Иллюстрация к рукописи «Вадим»

Отдельные сцены и описания, содержащиеся в произведениях Лермонтова, явно перекликаются с его живописными и графическими опытами и набросками, и, напротив, его картины и рисунки сразу воскрешают в памяти его поэтические образы.

Например,  в романе «Герой нашего времени» щедро показаны картины кавказской природы. Превосходный знаток Кавказа, Лермонтов даёт в романе ряд зарисовок и видов:

-Военно-Грузинской дороги («Бэла», «Максим Максимыч»):

6

- Тамани («Тамань»);

7

- вид Пятигорска («Княжна Мери»).

8

Картина М.Ю.Лермонтова "Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты" привлекает мастерством в передаче перспективы и световоздушной среды. Исследователи предполагают, что картина была написана поэтом с натуры во время его путешествия по старой Военно-Грузинской дороге. В пути Лермонтов тогда повстречал одинокого монаха, родом горца, который ещё ребёнком был пленён генералом Ермоловыми и оставлен при монастыре. Так возник замысел поэмы "Мцыри", которая была закончена поэтом в августе 1839 года. Картина Лермонтова "Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты" воскрешает места, описанные в поэме "Мцыри". Внимание Лермонтова-живописца привлекло именно то место, "где, сливаяся, шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры". В правой части полотна изображён Мцхетский монастырь ("из-за горы и ныне видит пешеход столбы обрушенных ворот, и башни, и церковный свод..."), в сумрачных стенах которого томился герой лермонтовской поэмы. В романтической пейзажной живописи Лермонтова большое значение имеет изображение неба. На то, что происходит на земле, поэт словно бы смотрит с высоты небес ("Кто близ небес, тот не сражён земным!"). На картине "Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты" изображение неба занимает большую часть полотна, оно так же окрыляет мечту живописца, как и мечту героя его поэмы "Мцыри".

9

Отличительной чертой картин, изображающих Кавказ, является романтически возвышенное восприятие художником и поэтом кавказской природы, которая была для него "чудным миром", "где люди вольны, как орлы". Большинство кавказских картин Лермонтова написано по воспоминаниям. Только во время пребывания в Гродненском гусарском полку в феврале-апреле 1838 года поэт написал 12 картин. Их бесспорная схожесть с подлинными кавказскими ландшафтами объясняется как цепкой зрительной памятью поэта, так и "порядочной коллекцией" рисунков, которые Лермонтов сделал "на скорую руку" в 1837 году и которые послужили основой для создания его знаменитого цикла кавказских пейзажей. Картина "Крестовый перевал", отличающаяся мастерством композиции и умелой передачей перспективы, свидетельствует о зрелом живописном мастерстве Лермонтова. Панорама, открывающаяся перед зрителем, мастерски воссоздана и в повести "Бэла".

10

 В словесном описании Крестовой горы и живописном её воплощении есть немало общего: "Вот и Крестовая! – сказал мне штабс-капитан, когда мы съехали в Чёртову долину, указывая на холм, покрытый пеленою снега; на его вершине чернелся каменный крест, и мимо его вела едва-едва заметная дорога, по которой проезжают только тогда, когда боковая завалена снегом... налево зияла глубокая расселина, где катился поток, то скрываясь под ледяной корою, то с пеной прыгая по чёрным камням.

    С самого раннего возраста Лермонтов мыслил образами, как художник. Так, в записях 1830 г. имеются такие строчки: «Я помню один сон; когда я был еще 8-ми лет, он сильно подействовал на мою душу. В те же лета я один раз ехал в грозу куда-то; и помню облако, которое, небольшое, как бы оторванный клочок черного плаща, быстро неслось по небу; это так живо передо мною, как будто вижу». Или: «Когда я еще мал был, я любил смотреть на луну, на разновидные облака, которые в виде рыцарей с шлемами теснились будто вокруг нее; будто рыцари, сопровождающие Армиду в ее замок, полные ревности и беспокойства».

Или «Кавказский вид с Эльбрусом» легко сближается со строками юношеской записи поэта о Кавказе: «Часто во время зари я глядел на снега и далекие льдины утесов; они так сияли в лучах восходящего солнца, и в розовый блеск одеваясь, они, между тем, как внизу все темно, возвещали прохожему утро. И розовый цвет их подобился цвету стыда; как будто девицы, когда вдруг увидят мужчину купаясь, в таком уж смущении, что белой одежды накинуть на грудь не успеют», или с описанием утра перед дуэлью в «Герое нашего времени»: «Кругом, теряясь в золотом тумане утра, теснились вершины гор, как бесчисленное стадо, и Эльборус на юге вставал белою громадой, замыкая цель льдистых вершин, между которых уж бродили волокнистые облака, набежавшие с востока. Я подошел к краю площадки и посмотрел вниз, голова чуть-чуть у меня не закружилась: там внизу казалось темно и холодно, как в гробе; мшистые зубцы скал, сброшенных грозою и временем, ожидали своей добычи».

11

Эльбрус при восходе солнца

Вспомним описание картины, висящей в кабинете Печорина в романе «Княгиня Лиговская»: «Одна единственная картина привлекала взоры, она висела над дверьми, ведущими в спальню; она изображала неизвестное мужское лицо, писанное неизвестным русским художником, человеком, не знавшим своего гения, и которому никто об нем не позаботился намекнуть. — Картина эта была фантазия, глубокая, мрачная. — Лицо это было написано прямо без всякого искусственного наклонения или оборота, свет падал сверху, платье было набросано грубо, темно и безотчетливо, — казалось, вся мысль художника сосредоточилась в глазах и улыбке... Голова была больше натуральной величины, волосы гладко упадали по обеим сторонам лба, который кругло и сильно выдавался и, казалось, имел в устройстве своем что-то необыкновенное; глаза, устремленные вперед, блистали тем страшным блеском, которым иногда блещут живые глаза сквозь прорези черной маски; испытующий и укоризненный луч их, казалось, следовал за вами во все углы комнаты, и улыбка, растягивая узкие и сжатые губы, была более презрительная, чем насмешливая». Это не что иное, как точнейшее описание картины поэта:

«Предок Лерма».

12

Интересно, что картина написана в 1833 г., а приведенные строки из «Княгини Лиговской»-  в 1835 г.

Многие рисунки М.Ю.Лермонтова запечатлели "просёлочную" деревенскую Россию. Характерна для поэта-художника акварель "Пейзаж с мельницей и скачущей тройкой" . Она примечательна своей поэтичностью. "С отрадой, многим незнакомой", Лермонтов запечатлел в этом пейзаже приметы любимой им отчизны: мельницу, неширокую речку, тройку, скачущую по просёлочной дороге, "чету белеющих берёз" на холме, дали, покрытые синеватой дымкой. Неподдельная искренность и поэтичность пейзажа вызывает в памяти знаменитое лермонтовское стихотворение "Родина", в котором подлинное чувство родины соединяется с любовью к русской природе.

13

Таким образом, являясь органической частью всего творчества поэта, рисунки и картины Лермонтова тематически близки его поэтическим созданиям. Вместе с тем ряд рисунков, акварелей и картин имеет и сюжетную общность с литературными произведениями Лермонтова.

 

 



kultura rf

vibori gubernatora

baner nezavis ocenka kachestv

 min ku RF  min ku NSO  LiBRARY.ru

CHentr Libnet  RBA  litres

Copyright (c) МКУК "Централизованная библиотечная система " г. Куйбышева 2012-2018 год. Все права защищены.
Designed by olwebdesign.com
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru