Материалы одного исследования «Читать или смотреть?»

Читателям библиотеки предлагалось принять участие в небольшом исследовании «Читать или смотреть?», посвященном  Году кино в России. Исследование имело цель поднять интерес к чтению художественной литературы посредством пропаганды качественного кино и помогло найти новые формы пропаганды художественной литературы.

Объем выборочной совокупности составил 35 единиц анализа.

В результате для начала была выявлена роль экранизации. Так, несмотря на то, что рекламу «нашумевшей» книги 66% хотят воспринять через чтение, тем не менее, большая часть (31% опрошенных) отдают предпочтение экранизации. А собственно экранизация повышает интерес к чтению у 74% опрошенных, из которых 37%, просмотрев фильм, сразу стремятся прочитать книгу, и такая же доля возьмет книгу, если только захватил фильм. 26% считают, что после просмотра фильма читать книгу не обязательно.

Результаты исследования показали,  что разнообразен круг читательских и зрительских предпочтений. Так, 63 % опрошенных респондентов предпочитают современную литературу и ее экранизацию, и только 29%- экранизацию классики. Или на вопрос «Какая экранизация предпочтительнее для вас?» 51% предпочитают отечественные фильмы, 17% - зарубежные и 31% утверждают, что если книга отечественного автора, то для восприятия лучше отечественная, если зарубежный автор- зарубежная. Рейтинг жанров распределился следующе: 34%- отдали предпочтение историческим романам, на втором месте стоит фантастика (29% голосов), 26% любят драмы, у 23% опрошенных интерес к детективам, у 20%- к приключениям и боевикам и мистика заняла последнюю строчку (всего 9% голосов).

Выявляя поведенческие и эмоциональные особенности в процессе просмотров, к сожалению,  у 77% не оказалось фильма или экранизированной книги, которая помогла бы в решении жизненных проблем. А среди других вариантов можно отметить «Тихий Дон», «Вечный зов», «Война и мир». 86% любят обсуждать фильмы, т.к. им хочется узнать разные мнения и только 14-ти % опрошенных респондентов это неинтересно.

В результате исследования были выявлены роль библиотеки и наиболее предпочтительные для читателей формы пропаганды киноискусства. Для  66%  библиотека- это культурно-образовательный центр, они хотели бы посещать творческие встречи и получать новую информацию об интересных экранизациях книг. А наиболее приемлемыми  формами общения услуг стали услуги интерактивного характера  (46% ); из них дискуссии и творческие трибуны получили 26% голосов, обучающие тренинги-17%, смыслодеятельностные игры - 3%. Большая часть респондентов (31%) выступают за лектории. 11% хотели бы участвовать в читательских  конкурсах по созданию своей рекламы любимых фильмов (экранизированных книг). 9% опрошенных остаются верны традиционному выставочному искусству, 3% выбор делают в пользу онлайн-услуг по данной теме.

Выводы по исследованию показывают, что в условиях медийности экранизация предпочтительнее первоисточника или способна повысить степень восприятия произведения.

У читателей и зрителей вызывают интерес  современная литература и ее экранизация, в то время как интерес к классике угасает.

Круг чтения и просмотров рассчитан на усредненного читателя и зрителя. Преобладают  жанры развлекательного характера (особенно среди молодежи)- приключения ,фантастика, детективы. Более серьезные жанры предпочитают читатели и зрители старшего возраста.

Хочется отметить, что библиотека занимает достойное место в культурном пространстве как хороший популяризатор новых знаний, используя разнообразные формы общения. Получают развитие интерактивные и дискуссионные  формы. Посредством данных форм любит общаться молодежь. Но посетители обращают внимание на лектории, т.е. необходимо возродить форму работы по типу народных университетов.