blind2

Detskaia biblioteka

cpi

baner ooh2022

slovechko

Granin2

bunin3

doroga pamiati

75 let pobede3

online prodlenie

nok

banner

obrat sviaz

opros

opros skolko chitaesh ti

knignik1

Наши филиалы в VK

1filial

3filial

Каинские православные святыни

Дорогие друзья!

  Вы любите путешествовать? Каждый год мы ждем долгожданного отпуска, из которого можно выделить несколько дней на путешествие не только по России, но и по миру. А маршрутов путешествий множество, так как в каждом удаленном уголке есть что-то особенное. Вот и у старинного града Каинска (Куйбышева) тоже множество дорог, переулков и двориков. Что нам делать и куда пойти? А нам поможет история, которую очевидцы кому-то когда-то пересказали.
  Собрались как-то все дороги, тропки да стежки. И захотелось им царицу себе выбрать. Да никак не могут! Ну, ведь каждая норовит себя выставить. Обратились они тогда к самому Господу Богу, чтобы рассудил их. И стала каждая из них пред Ним говорить.
- Чем я не царица?- спрашивает широкая автострада.- Сколько по мне машин движется! А сколько пассажиров перевозят в автобусах! А сколько мотоциклов за весь день промчится! Без меня людям никак нельзя. Не я ли должна быть царицей?
-Нет,- говорит Господь,- для царицы ты слишком горда.
-А чем я не царица?- спрашивает железная дорога.- Сколько по мне день и ночь поездов ходит? И по земле они ходят, и даже под землей- в метро. Без меня люди и почту не получат, и много разных товаров им не привезут. Так что меня и холить, и почитать надо. Не я ли должна быть царицей?
- Нет,- говорит Господь.- Для царицы ты самолюбива.
- А чем я не царица?- спрашивает проселочная дорога.- Мне ведь всех трудней. Работаю я больше всех, хоть и не так красива, как некоторые. По мне не только легковые и грузовые машины, а еще и лошади, и коровы, и козы, и овцы ходят. Не я ли царица и есть?
- Нет,- говорит Господь.- Для царицы ты слишком самоуверенна.
  В сторонке стояла от всех и молчала маленькая, тоненькая тропинка.
- А что ты скажешь?- спросил Господь
-Да что мне сказать, Боже?- отвечает она.- Раньше по мне великое множество народа ходило. А теперь я почти вся бурьяном заросла…Недавно вот дети бежали, красивых цветов на полянке нарвали и поставили их в церкви, пред святою иконою Матери Божией…
- А за это,- говорит Господь,- в Моих очах ты и больше, и прекрасней всех!
  И избрал эту самую маленькую тропку Господь Бог царицей над всеми путями земными!
(видимо, потому что она повела к добру, к свету).
Вот и наша дорога пойдет к храму, потому как зачем нужна дорога, если она не ведет в храм.

1. Так, в истории старого Каинска до советского времени было когда-то шесть православных церквей, которые мы с вами посетим. И наш маршрут пойдет от места впадения реки Каинки в реку Омь и дойдет до духовно-просветительского центра на Чехова, 16.
  Для начала давайте сожмем время и побываем в 1743 году. Представьте себе, что мы находимся как раз на месте зарождения православного Каинска, правда, тогда он назывался Каинским форпостом, население которого было отнюдь не элита, а беглые крестьяне, ссыльные преступники, рекруты. Они старались, пусть формально, но следовать церковным христианским обрядам, а церкви поблизости не имелось, и было сплошное неудобство от этого- то батюшки из других приходов опаздывали своим приездом, то погребены многие жители в пустопорожнем месте. Вот и обратились со своими проблемами жители Каинского форпоста к Антонию Наржницкому, митрополиту Тобольскому и Сибирскому, за благословением на постройку первой деревянной церкви. Кто-нибудь видит ее название? А название то у нее пригожее - Во имя Спасителева Нерукотворного образа, и была она по своему «красавицей». К сожалению, точного места постройки археологи, историки, краеведы всех прошедших веков не могут назвать. Но, может быть, кто-нибудь знает, какая память осталась от церкви? А вот я слышала, что после перенесения ее на другую сторону речки Каинки в 1755г. на основании Указа ее Императорского Величества Елисаветы Петровны на месте том был воздвижен деревянный крест.
  Что же с новой церковью? Давайте попытаемся сейчас определить ее точку на карте города. Я лично придерживаюсь места впадения р. Каинки в р. Омь, что мы и наблюдаем (это по сути первая точка нашего маршрута) . Неподалеку на этой территории расположились с недавних времен Римско-католический костел св. апостолов Петра и Павла и католическая школа. Но побывала как-то в городе группа новосибирских ученых-археологов, нашла возле школы какую-то керамику, и посчитала, что церковь стояла именно здесь целых 20 лет, пока не пришла в непригодность. Вот такая была история. А что было дальше, подскажет нам следующая остановка нашего туристического маршрута. И мы отправляемся в сквер им. В В. Куйбышева.

2. Что мы видим? Памятник революционеру Куйбышеву. Но нам же нужны святые места, скажите вы. Для этого опять придется пройти через время в 1770 год, и тогда на месте, прямо у Московского тракта, можно будет увидеть первый штришок образа зарождающегося города- новую деревянную церковь Во имя Спасителева Нерукотворного образа. Но население никак не может успокоиться и требует от владыки Варлаама , епископа Тобольского и Сибирского, уже каменную церковь. Так что можете сообщить потомкам XXI в. об этом знаменательном событии 1787 г.- заложении двухпрестольной церкви. А затем и о первом богослужении 29 февраля 1804 года в одном из приделов Во имя Святителя и Чудотворца Николая. Оно было очень ярким и вправе может «похвастаться» пред современным. Затем удивите своих современников как за один, 1828 год завершилось строительство второго предела в честь Успения Богородицы и главного престола Спаса Нерукотворного образа. Ну, казалось бы все! Но не хватает еще одного события- это же 30 сентября 1836г.: огромный поток народа из разных деревень спешит на освещение третьего придела во имя Покрова Пресвятой Богородицы. И вот теперь перед вами весь Спасский собор. И кто как его нарекает. Я привыкла к Спасскому. А у вас может быть и другое название, в честь второго придела- Успенского. Да, хоть как его назови, а здание получилось легким, изящным, устремленным к небесам.
  Но вот пришла беда- страна попала под огненные стрелы социализма-коммунизма, и город Каинск лишился своего украшения. Переместитесь в реальность 1938 года: собор взорван под лозунгом борьбы с религией, народ безмолвствует, всем страшно. Но я слышу ропот моей прабабушки: «Коммунисты, коммунисты, что вы наделали? Как нам теперь жить без Бога?» (я делаю эти утверждения, основываясь на семейных воспоминаниях). Но Валериан Владимирович Куйбышев как будто вещает нам с пьедестала : «Товарищи, успокойтесь, нас ждет новая, интересная жизнь». А еще можно представить, что перед нами не памятник Куйбышеву, а священный алтарь и амвон, откуда священники ведут проповеди…Возможно, он был на этом месте. Но это опять-же может быть миф. А еще собор имеют тайну о том, что после его взрыва нашли трупы двух женщин, и археологи предполагают, что здесь находилось старообрядческое кладбище. И такие факты подтверждают нам следующую истину- каждый век уходит от нас в землю на метр, и что можно еще обнаружить глубоко, глубоко под землей… Одним словом, остались одни воспоминания от этой красоты: памятный знак на месте захоронения Николая Вавилова, настоятеля Спасского собора, да камень, поставленный общественностью в надежде на восстановление. Уже первый шаг. Вообще-то сегодня у вас будет возможность снова увидеть собор и сравнить с тем, историческим.

3. Но сейчас другая страница православной истории нашего городка. И чтобы ее перелистнуть, предлагаю вам прогуляться до гимназии №1. Перед нами корпус столовой. И, наверно, мало кто знает, что это была вовсе не столовая (да, да, я нисколько не ошиблась), а Никольская (гимназическая церковь). Представьте старый Каинск конца XIXв.- купеческие дома, роль купечества в управлении городом, и на слуху у всех фамилии Венедикта Ерофеева, Иродиона Волкова…Вот они - то и постарались построить эту церковь в память коронования императора Николая II но в честь – Николая Угодника. Уж очень почитают у нас в России Николу!

4. А теперь посетим старое кладбище. Но для этого мысленно ощутите снова старый Каинск конца XIX - начала XX вв. Где-то там, на старом кладбище тоже была духовская церковь, сначала деревянная, а потом, к 1911 году каменная, Во имя Сошествия Святого Духа на апостолов. Она была очень богатая, с мраморной отделкой, и на нее любили жертвовать жители. Можете посмотреть теперь на нее через призму советского времени 50-60-х…: есть какие-то остатки церкви, не смотря на то, что здание снесено в 1938 г., и некоторые даже справляют молитвы (например, та же моя прабабушка). А в настоящее время остался один фундамент.

5. Отсюда дорога поведет нас к профилакторию, возле которого движется большое количество людей, но мало кто знает, что это историческое место. На этой территории в XIX в. стояла каинская тюрьма. Страшное место, но помогала выжить грешникам вера в Бога. Они молились, исповедовались, принимали причастие в небольшой тюремной церквушке в честь св. Иннокентия Иркутского. Но произошла трагедия- в 1861 г. случился пожар и уничтожил все. Так что, объясните своим друзьям, знакомым, что ходим мы мимо профилактория и не задумываемся об этом святом месте.

6. А теперь наш маршрут проходит к легендарному Кафедральному собору Рождества Иоанна Предтечи.
  Прежде чем стать ему собором, много пришлось пережить. В общем, судьба у этого храма тоже нелегкая. А попробуем вместе восстановить основные вехи его истории с помощью викторины небольшой. Кто ответит, тот подтвердит, что является знатоком истории своего города и поможет получить знания другим, в том числе гостям города. Все очень просто - на экране пройдут вопросы с двумя вариантами ответа, а ваша задача выбрать правильный.

1. Год заложения церкви:

     а)1903 г.;

     б) 1904г.

2. На деньги какого купца построена церковь?

     а) Венедикт Петрович Ерофеев;

     б) Иван Васильевич Шкроев.

3. В каком году закрыли храм?

       а) 1937г;

       б) 1938г.

4. Что разрушили в 1940 г.?

     а) колокольня;

     б) алтарь.

5. Что было в здании церкви в советское время?

     а) кинотеатр «Октябрь», зерновой склад, краеведческий музей;

     б) продуктовый магазин.

6. В каком году состоялось первое богослужение после восстановления церкви :

     а) 1990 г;

     б) 1989 г.

7. Какое событие 1991г. явилось критической ситуацией в истории церкви?

     а) вновь закрытие;

     б) захват наемниками православной зарубежной церкви.

8. Что предшествовало получению храма Рождества Иоанна Предтечи статуса Кафедрального собора?

     а) открытие епархии, Каинской и Барабинской;

     б) открытие духовно-просветительского центра.

  И вот вы видите на экране три объекта: храм начала xx в., храм-кинотеатр «Октябрь» в советское время и храм сегодняшний. У него свои легенды, а, может быть, они даже есть факты?   Например, интересен факт, как утверждают старожилы, что Александра Ивановна Шкроева, купеческая вдова 1 гильдии, на строительство храма взяла благословение у самого праведного Иоанна Кронштадского. Это же представить себе - она была знакома с этим русским святым! Человек, первый раз открывший ворота в этот храм, сначала любопытствует, а затем погружается в море традиций, чудес и с чем-то неожиданным встречается. Когда я, например, пришла в первый раз сюда, то услышала не божественные откровения, а очень красивую музыку. Она меня потрясла и сняла стрессовое состояние, поэтому кого-то может сразить красота песнопений воскресной службы (литургии), и человек будет искать именно ее. И сегодня у нас на маршруте в эти пасхальные дни находится клирос храма Рождества Иоанна Предтечи, который вам решил подарить искусство духовного пения, которое отгоняет дух уныния и положительно влияет на каждую клеточку нашего организма (звучит пасхальные песнопения). С чем еще мы можем столкнуться в храме Божьем? Наверно, кого - то может пробить проповедь после службы, и он будет искать того самого проповедника. А кто-то посмотрит на иконы и ужаснется своим поступкам, потому что лик святого все равно с такой любовью на тебя, грешника, смотрит и пытается оказать помощь, следует только с маленькой надеждой попросить его. Великомученик Пантелеимон излечит от всех болезней, Блаженная Ксения Петербургская окажет помощь в трудной жизненной ситуации и в учении, а Преподобный Сергий Радонежский так вообще, если хорошо его умолить, даст мысль, по - современному инновацию, тому, кто захочет отправить свой научный труд на какой-нибудь конкурс или написать проект. Для кого-то станет благодатным инструментом, играющим с душой, колокольный звон. Говорят, колокольный перелив исцеляет тело и изгоняет бесов. Хотите избавиться от негатива? Тогда послушаем колокольный звон сейчас в записи, но если вы будете в храме на Пасху, то есть возможность позвонить. Глядишь, кто- то захочет специально научиться этому искусству (звучит колокольный звон). А еще сам Бог может утешить вас той самой неожиданностью встречи с батюшкой один на один, при которой можно задать ему свой самый важный вопрос из мирской жизни, и ответ, как пазл, встанет на свое место в вашей проблеме.

6. Дорогие друзья, сейчас я вам предлагаю заглянуть в еще один уголок на территории храма Рождества Иоанна Предтечи - воскресно-приходскую школу, где вы можете за какую-то минуту посмотреть на религиозное образование и воспитание со стороны светского человека, светского льва. Проект этой школы (начала XX в.) принадлежит А.И. Шкроевой. Давайте представим, что она попала в 21 век (на экране ее фото) и, конечно, очень удивилась бы, как все изменилось. Ведь в ее бытность, при том проекте, дети из малообеспеченных семей тихо, спокойно просвещались, обучались Закону Божьему, грамоте, арифметике, даже литературе и истории. А теперь что же делается! Здесь и компьютерные машины, и русские танцы с песнями, и духовное пение, и игры с конкурсами для вероучительных наук, и английский язык, и декоративное творчество. Кстати, в воскресной школе очень часто презентуются выставки детских поделок, и если вы решите купить понравившееся изделие, то станете благотворителями, потому что ваши деньги пойдут на развитие воскресной школы. А еще Александра Ивановна, как умудренный опытом человек, могла бы объяснить разницу между личностным ростом ученика православного и ученика светского. Я могу с удовольствием сделать это за нее. Дело в том, что дети, которые воспитываются в традициях русского православия, проявляют свои дарования в близости с другими людьми, радуясь чужим успехам. А светские школьники могут самостоятельно, индивидуально приобретать себе таланты, что тоже хорошо, но главное не впасть в состояние, при котором ты сам себе маленький бог, от этого может закаменеть сердце, исчезнуть любовь. Вспомним, что кто-то может быть и лучше нас, и это нормальное явление. Именно так сказала бы Александра Ивановна.

7. И с этими размышлениями я прошу настроиться на посещение духовно-просветительского центра Каинской епархии, конечного пункта нашего маршрута, и мы отправляемся на улицу Чехова, 16. Обратите внимание, мы движемся опять к тому месту, где начинался православный Каинск, а развивается православный Куйбышев.
  Духовно-просветительский центр открыт только в 2015г., но страницы его истории достойно вписались в историю всей России. Само здание старинное, постройка конца XIX в., оставлено в наследство купцом Андреем Петровичем Ерофеевым. Но кто только не пользовался этим наследством - и общественное собрание в 1911 г., и мужская гимназия, и ПТУ в 1965 г., и вечерняя школа до 2008 г. А еще ходят слухи, что в 30-40 гг. XX века здесь стояла часть НКВД. В некоторых источниках этот факт стоит под вопросом, но мой отец, старожил города, его подтверждает. И когда строители ремонтировали здание, то вытащили два мешка человеческих костей. Недаром же есть выражение «Храм на крови». Возможно, и наш храм-духовно-просветительский центр в честь священномучеников Михаила и Иоанна, каинских священнослужителей, расстрелянных в 1930 г., стоит на месте кровавых событий для покаяния.

  Мысленно поднимемся на второй этаж. Вот вам и Спасский собор. Это, конечно, махонький макет, но этот макет наглядно рассказывает о его былом величии.

  Если зайти в собственно храм. Он тоже маленький, но он уникален тем, что здесь находятся три иконы с частицами мощей архиепископа Николая-чудотворца, святителя Спиридона Тримифунтского и праведного Федора Томского. Мощи Николая-чудотворца, или как его сладко называют «Угодником», были у нас недавно в Москве. И всем так хотелось там побывать. А куйбышевцам и ехать никуда не надо - у нас своя святыня. Перед ней всяк может встать и поговорить с Николушкой. Он кого исцеляет, кого охраняет в пути-дороге, а кого и вразумляет. У каждого есть своя история, связанная со Спиридоном, епископом Тримифунтским. Говорят, он ходит по миру, исполняя наши просьбы по молитвам, поэтому одежду ему в раке приходится менять и два раза в год одевать новые башмачки, т.к. все изнашивается. И если он ушел кому- то помогать, значит, рака вообще не откроется. Истинный факт! А тело его через столько веков имеет температуру живого человека (необъяснимое наукой состояние). Посмотрите на лик праведного Федора Томского. Трудно поверить, что это может быть Александр Первый, который не умер в Таганроге, а ушел скитаться под именем старца, приносящего покаяние всю оставшуюся жизнь за грех заговора против собственного отца. Общенародное чутье безошибочно определило ему такой финал. И не только православное сообщество, а даже ученые уже не сомневаются, что это именно он. Каждое воскресенье в духовном центре этим святым Владыка Феодосий, епископ Каинский и Барабинский, служит акафисты, т.е. величание, и у вас есть возможность что-то попросить у них.

  Напротив храма находится актовый зал, где проходят образовательные и культурно-просветительские мероприятия на разные темы, но каждая светская тема (любовь, брак, искусство, красота, патриотизм и др.) рассматривается со стороны духовной. Согласитесь, что это интересно? Например, вы можете всегда стать участниками Каинских образовательных чтений, молодежных православных встреч, праздничных музыкальных программ.

  Если спуститься вниз, на первый этаж, там расположена трапезная. И когда вы реально будете на экскурсии, или на мероприятии, то вас обязательно пригласят попробовать «аскетическую», но очень вкусную и полезную церковную трапезу. Церемония трапезы очень простая, но со своими традициями. Начинает всегда священник, благословляя еду и всех сидящих за столом. Все читают молитву «Отче наш», крестятся и приступают к трапезе. Едят молча, получая благодать от самого Господа, а затем благодарят за пищу.

  Ну, вот и закончился наш с вами тур. Хочется надеется, чтобы он не просто проходил по каким-то интересным местам и помог сделать какие-то открытия, а шел по таким ценностным точкам, как Добро, Любовь, Красота. А еще очень хочется, чтобы вы оставались не просто нравственными людьми (нравственность может быть внешней), а людьми духовными. И ключ от нравственности к духовности лежит через Евангелие. Самое интересное, духовные качества, как правило, не видно, как ту маленькую тропочку в начале пути, но которая стала царицей над всеми путями земными.

malaia rodina

Biblioteka

puskin karta

banermodel

 Электронные ресурсы

katalog NGONB

katalog svodn

katalog kuib

komfort sreda

pobeda1

Screenshot 4

igri i viktorini

per11

per22

Библиотеки области

NGONB

 NOUB

 NODB

 NOSB

baner nezavis ocenka kachestv

administracia2

kultura rf

minkult nso

Краеведческие ресурсы

kraevedenie4

pokr2

kraeved2

sibir

 

sibir ogni

 

ArhivNSO

muzey

Электронные ресурсы

NEB

UNIVER

 bibliorodina

canva logo

Платные электронные ресурсы

Smi

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

 min ku RF  min ku NSO  LiBRARY.ru

CHentr Libnet  RBA  litres

Copyright (c) МКУК "Централизованная библиотечная система " г. Куйбышева 2012-2022 год. Все права защищены.
Designed by olwebdesign.com
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru